Содержание сайта =>> Атеизм =>> Дискуссии |
ХРИСТИАНСТВО и АТЕИЗМ. Переписка С. А. Желудкова и К. А. Любарского
С. А. Желудков. Серия писем К. А. Любарскому (30.07.1974 – 10.09.1974)
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
Письмо от 10.08.1974
(из серии писем)
Глубокоуважаемый Кронид Аркадьевич!
В Вашем ответе Паскалю Вы написали, что «проверить документы» всех религий – «на это не хватит ни жизни, ни
сил. Тут уже нужен другой образ: не знакомиться с документами на право наследства, а перерывать огромный архив, в
котором, возможно, находятся такие документы, а возможно и нет. А ведь пока я разрываю архив, я мог бы возделывать
свой виноградник!
Я выписал эти Ваши слова, чтобы Вы перечитали их и убедились, что теоретически
Решение теоретически ложно, но оно сопровождается решением практически трудиться в осуществлении достойной жизни здесь, во времени. Трудиться – даже и без надежды на вечность. И это практическое решение вызывает восхищение. Ведь вот так «без документов», бескорыстно «возделывать свой виноградник» – это и значит на деле зарабатывать право на Вечность.
Возвращаясь к «теории», я должен признаться, что Ваше соображение о необходимости уж если изучать, то изучать не только
Христианство, но и другие религии, – соображение это привело меня в некоторое замешательство. А ведь и я не
изучал других религий – почему же отдал предпочтение Христианству? Только потому, что это первая религия, которую
я узнал, религия родного народа?… Проверяя себя, я нахожу, что нет – не только это. В Христианстве мне
открылось такое переживание идеи Святого Бога, которое представляется мне оптимальным. Это – абсолютно;
выше этого, драгоценнее этого ничего уже быть не может, таково моё ощущение. Поэтому меня
Особенная же оптимальность, а следовательно и истинность Христианства – в идее Божественной человечности. Для Вас, гуманиста, это может представить особенный интерес. Вот, позвольте, может быть, Вы не читали или забыли – я приведу здесь случайно сохранившуюся у меня маленькую выписку из одной книги уже названного в этих письмах христианского Философа. «…Мое религиозно-философское миросозерцание может быть, конечно, истолковано, как углубленный гуманизм, как утверждение предвечной человечности в Боге. Человечность присуща Второй Ипостаси Святыя Троицы, в этом реальное зерно догмата. Человек есть существо метафизическое. Этого моего убеждения не может пошатнуть низость эмпирического человека. Мне свойствен пафос человечности. Хотя я убежден и убеждаюсь всё более и более, что человеку мало свойственна человечность. Я теперь часто повторяю: «Бог человечен, человек же бесчеловечен». Вера в человека, в человечность, есть вера в Бога, и она не требует иллюзий относительно человека»… А в христианском Символе веры – художественный образ: Христос, Вечный Человек на небесном престоле восседает одесную Бога, Отца.
Термин «анонимные христиане» не я придумал, он обозначает феномен великого, священного значения. Конечно, называть так кого-либо можно только в третьем лице.
Продолжение следует.
С глубоким сочувствием
10.8.74
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |