Содержание сайта =>> Атеизм =>> Дискуссии |
ХРИСТИАНСТВО и АТЕИЗМ. Переписка С. А. Желудкова и К. А. Любарского
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
Письмо от 09.12.1974
Г. С. Подъяпольский – К. А. Любарскому
Кронид, милый! Пишу тебе под впечатлением твоей дискуссии с ревнителями нашей апостольской христианской веры. К сожалению, выразить могу только именно впечатление, так как не имею под рукой текстов, да и не сподобил меня Бог премудрости богословских вопросов. Впечатление же, можно сказать, гнетущее – не от тебя, конечно, а от них, – ну их там много, и люди разные, и сила гнетущести разная – и всё же гнетущее – у всех, даже самых лучших…
Ибо хочешь – не хочешь, а явствует: несть веры без догмата. А догмат – страшная вещь. Гнетущая вещь.
И не так уж важно, что говорят, а в первую очередь – как. А «как» – вот какое: для самого лучшего
догмат – вершина, пуп истины, всё остальное же… ну, всё остальное
И – занятная черта: прямого, ясно выраженного у тебя отвращения к догматике – ну просто-таки не замечает: по
хорошести своей не замечает, потому что не вмещается, что такой хороший человек, как ты, может не принимать догматики:
раз хороший и не верит – так только по недоразумению, потому что не додумал маленько. Ну, ладно, не додумал,
пусть, пусть, а мы
Но вот вступают другие, не столь хорошие, и стало быть не такие добрые, и, стало быть, более проницательные, и заявляют: позвольте, да какой же он христанин? Почитайте повнимательней: не во Христе, а в тщете, в грешной памяти людской мыслит он своё спасение. А это уже с нашей высшей христианской точки зрения ни в какие ворота не влазит. И – свысока, хлопая по плечу: не дорос ещё.
Как всё это нам знакомо по предисловиям к книгам: тут в нём (Гёте, Канте, Эйштейне, ком угодно) проявляется (мелко-)
буржуазная ограниченность… прекрасно видная автору предисловия – имя его, простите, не упомню, ибо нечего же
помнить – с его, видимо, классовой неограниченностью. Впрочем, что уж там авторы предисловий, а мы сами не
грешны ли тем же? Разве словечко «ограниченный» не из нашего общего репертуара? Разве, выдвигая, как упрек,
Но – защищая нас – у нас это так, привыкли, ну, считаем себя умнее других, так ведь быть умнее или глупее
И отсюда разговор глухих, впечатление о невозможности дискуссии. Какая это дискуссия, когда, с одной стороны – мысли, а с другой – их догматически-богословская квалификация. С одной, – доводы, с другой – параграфы. На что это походит? Ну, сам посуди, на что это походит?…
И назревает вопрос: а может ли догматик мыслить? Не есть ли мышление догматика – подделка под мышление? Не есть ли неизбежное в догматике: «верю, и хоть кол на голове теши» – нечто, по самой сути своей отрицающее мышление? (Ведь для догматика способность мыслить – всегда второстепенна). Зачем ты приводишь тот или иной довод? Чтобы оценить, что из него получится. Зачем приводит довод догматик? Чтобы получить из него то, что он знает и без всяких доводов. Не играете ли вы в полностью различные игры, предполагая, что играете в одну и ту же (дискуссию).
Заметь ещё одну вещь: говоря с христианами, (не знаю, как ты), я всегда чувствую себя
1. Так как у нас нету никакой веры, в нас нечего оскорблять.
2. Обладание истиной, даваемое верой в догмате, столь велико, что вообще можно плевать на
3. А мы с тобой в глубине души не относимся ли втайне ко всем этим верующим, как к детям, которых так легко
обидеть? (А что дети, пока нет в их руках власти, могут обидеть взрослых,
4. А не цепляемся ли мы сами (ну, скажем, чтоб не чувствовать себя чересчур одиноким в этом грустном мире) за иллюзию, что верующие мыслят, а не подделываются? Не боимся ли мы просто вывести их на чистую воду их догматов, чтобы не увидеть их голенькими, какие они есть?
Ты скажешь, что я резок и несправедлив… Допускаю, что не всякий верующий во Христа и Святую Троицу станет подгребать
угольки под костер неверующего. (Ох, боюсь, иные из твоих дискутантов станут, дай им только развернуться). В конце
концов, повторяю, я говорю только о впечатлении, а впечатление… Догмат превыше мысли – это что,
Да нет, всего лишь – христианство. И без этого – заметь и не забудь – нет христианства, ибо
это – его исходная точка, его догмат. И попробуй, преодолев смущение, сказать им: нет, не спасал Христос
никакого мира, и само слово «спасение» в этом контексте – ничего не значит, всё это – ребяческие бредни… Ну,
и что получится от таких слов – не знаю, сам я постесняюсь так им сказать, по
И, как мне кажется, дискуссия ваша
И не говори: потому де веруют, что есть проблема непознанного. Думаю все же проблема сама собой, а вера сама собой. Наличие непознанного для нас с тобой прежде всего – основание для сомнения. А здесь ведь – совсем противоположный результат: наличие откровения. И в том, что есть откровение – никакого сомнения.
Связь с непознанным, конечно, есть, но уж никак не прямая, а с весьма существенными, кардинальными добавочными
привходящими обстоятельствами, с более важными, чем существование непознанного, самостоятельно действующими причинами.
В желании именно веры. В желании быть правым. В желании сказать «знаю» там, где честно было бы сказать
«не знаю». И снова мы подходим к тому, с чего начали, – к нечестности мысли. Потому что в любом догмате, в
любом запрете возможной ревизии, в любой вере превыше мысли – есть тот или иной привесок нечестности мысли –
во всяком случае, в той степени, в какой она не просто элементарная безграмотность. Опять же скажешь, что это
несправедливо – дай Бог, кабы так, конечно, но не иллюзия ли такой оптимизм? Не хотим ли мы создать других людей
по своему образу и подобию, забывая, что они могут быть созданы и по другим образцам? И если честный человек
честно верит в свой догмат – означает ли это (предположим, что и мы тоже честные), что он действительно-таки похож
на нас, что это
9.12.74
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |