Содержание сайта =>> Атеизм =>> Дискуссии |
ХРИСТИАНСТВО и АТЕИЗМ. Переписка С. А. Желудкова и К. А. Любарского
С. А. Желудков. Серия писем К. А. Любарскому (11.01.1975 – 18.01.1975)
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
С. А. Желудков. Серия писем К. А. Любарскому
(11.01.1975 – 18.01.1975)
Письмо от 11.01.1975
Дорогой Кронид Аркадьевич!
Предо мною – Ваше большое письмо ещё от 13.9 и выписки, которые я сделал из Ваших писем к жене от 29.9 и от 6.10. Большое письмо почти два месяца пролежало, ожидая меня в Пскове. И только успел я его получить – последовали эти тяжелые перемены в Вашей и без того тяжкой судьбе. Тут уж стало не до дискуссий. Тягостное чувство: надо бы Вам ответить – и просто неловко мне с Вами спорить при столь неравных внешних условиях.
Но весьма уважаемые люди советуют мне продолжать эту тематическую переписку именно с Вами – говорят, что она Вас развлечёт, даст Вам материал для размышлений. Я же со своей стороны сообразил, что неравенство внешних условий отчасти ведь компенсируется обратным неравенством образований, способностей и личных достоинств. И я стал знакомить Вас с моей перепиской на наши темы с другими лицами. А сейчас и сам принимаюсь наконец за мой ответ на три Ваших письма.
Итак – не хотите Вы переименовываться в агностика. Снова у Вас разговор о бритве. Дескать, я –
атеист до тех пор, пока Бог Сам не объявится в моих научных занятиях. По этому поводу позвольте рассказать Вам
фактический случай с московским школьником Мишей – не помню уже, первого или второго класса. Целый синедрион
собрался и спрашивал Мишу – как это так он может веровать в Бога: «ты что, видел Его, что ли?».
И отвечал Миша, удивляясь непонятливости преподавателей: «Дак ведь Он же – Невидимый!»…
Подражая умному Мише, и я увещеваю Вас: не связывайте Вы свою душу, освободитесь от пошлой догмы, от суеверия –
будто только естествознанию открывается вся истина. Да, действительно, многие учёные говорят теперь об удивительных
закономерностях в природе, которые наводят на мысль о Законодателе, о Творце, о Космическом Разуме.
…«Его, Творца, нигде не видно; скромно Он кутается в вечные законы. Их видит атеист, а не Его. «К чему нам, – скажет, – Бог, довольно мира», – – И той хулой он хвалит Бога громче, Чем голоса всех добрых христиан». |
Так маркиз Поза держал речь о свободе. Бог не открывается в формулах науки в частности ещё и потому, что бережёт нашу свободу, нашу личность, которая без принуждения науки должна сама избрать себе своего Господа. Только здесь, на этой земле, в свободе нашего неведения есть такая возможность. А Вы ожидаете, пока Бог Сам не погрозится Вам в телескопе. Но этого никогда не случится, и Вы рискуете так и провести всю Вашу здешнюю жизнь в таком постыдном недоразумении.
Недавно я прочитал известие, что в начале тридцатых годов архиепископ Кентерберийский разослал крупнейшим учёным мира, в их числе и нашему Павлову, анкету, в которой был между прочим и такой вопрос: «Считаете ли Вы религию совместимой с наукой или нет?». – «Да, считаю», – ответил Павлов. «Почему Вы так считаете?». – «Да просто по одному тому, что целый ряд выдающихся учёных были верующими. Значит, для них это совместимо. Факт есть факт, с ним нельзя не считаться» (Л. О. Орбели. Воспоминания. «Наука», 1966). Наука и религия совместимы не в том немыслимом смысле, что Божественное появляется среди формул науки, – наука и религия совместимы в личности учёного человека, который молится Богу Живому. Не наука, не формула, не книжка, а личность, каждый для себя человек свободно решает этот самый главный вопрос своей жизни, вопрос всех вопросов – о Боге. Кто не может принять окончательного решения – тот называет себя агностиком. А Вы называете себя атеистом. Но ведь, по совести, положа руку на сердце – Вы не знаете, что «Бога нет». Это у Вас не знание, не опыт – это вера и догма. Вот и покажите, что нет у Вас догм и запретов – позвольте себе усумниться в догме атеизма, будто «Бога нет». Это и будет позиция агностика.
Продолжение следует. Приближается Ваша памятная дата – 17 января, начинается четвертый год Вашего подвига. Господь не даёт Вам благодати веры, но зато даровал Вам благодать великой душевной крепости и силы.
11.1.75
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |