Содержание сайта =>> Атеизм =>> Дискуссии |
ХРИСТИАНСТВО и АТЕИЗМ. Переписка С. А. Желудкова и К. А. Любарского
ПРИЛОЖЕНИЕ. Переписка Г. С. Подъяпольского и К. А. Любарского 1973 г.
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
Письмо от 19.10.1973
Г. С. Подъяпольский – К. А. Любарскому
Кронид, милый!… Твои упрёки относительно пошлости моего взгляда на религию, вероятно, справедливы. Но отчасти (только
отчасти, а не совсем). Тут тоже не исключён некоторый элемент непонимания, связанного с дефектами моего изложения.
Более конкретно – злоупотреблением метафорами и аллегорией: например, говоря о непорочном зачатии, я подразумевал
в сущности просто предмет любой веры вообще – и только в некоторых аспектах и более для красного словца
использовал его буквальный смысл. Может быть, отчасти ты воспринял эту аллегорию чересчур буквально. Но, видимо, твой
упрёк больше относится не к той внешней стороне, а к сути – тут он, конечно, тоже справедлив и всё же
Видишь ли, вера, о которой ты пишешь – это в сущности есть вера индивидуального духа, индивидуального, как
отдельного индивида или человечества, – не суть в данном контексте важно. Но ведь это только одна, так сказать,
идеальная сторона веры – а есть в ней и другая, реальная сторона, вера как социальный феномен, социальный фактор,
вера множества индивидуумов, которых она связывает: религо, коммон, фасцио – всё это слова с весьма близкой в этом
смысле этимологией. А вера как феномен множества включает в себя весьма изрядную долю легковесности,
19.10.73
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |