Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество |
Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Глава I. КАК МЫ ДУМАЕМ И ЧУВСТВУЕМ ПООДИНОЧКЕ
<< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >> |
§ 4. Чем жизнь отличается от смерти?
▪ Жизнь и смерть.
▪ Понятия души и духа.
У многих из нас самое сильное потрясение в детстве связывается с ужасным открытием того, что рано или поздно нам придется умереть. К счастью, детство – такое оптимистическое время, что мысли о смерти не надолго застревают в памяти. Их вытесняют другие, более важные на тот момент события и соображения. А, достигнув юности, мы часто не только не страшимся смерти, но порой ведем себя так необдуманно и рискованно, точно играем с нею в прятки. Когда же мысли о ней посещают взрослого человека, то чувство опасности может поселиться в нем на всю оставшуюся жизнь.
Далеко не у всех это чувство перерастает в страх, но абсолютно все нормальные люди стараются избежать гибели. Ибо таков универсальный закон живой природы – даже заяц может отчаянно сражаться с хищником за хотя бы один шанс из тысячи, чтобы спастись. Лишь экстремальные обстоятельства, такие как война, особые трагические обстоятельства или неизлечимая болезнь могут безальтернативно поставить человека перед лицом смерти и даже заставить принять ее. Всем находящимся в здравом уме, мучительно думать не только о собственной кончине, но и о потере близких людей – родителей, возлюбленных, друзей. А что может быть горше для матери, чем утрата ею ребенка? Но вместе с эмоциями, которые возбуждает в нас призрак смерти, многих, наверное, озадачивает вопрос: в чем заключено таинство жизни?
Вспомним дуэль Онегина с Ленским. Онегин стреляет, Ленский падает. Спрашивается: что с ним случилось? Что такого особенного в том, что кусочек металла застрял в его теле? Почему при этом из него ушла способность дышать, двигаться, говорить, реагировать на происходящее вокруг? Каким образом или путем эта способность покинула тело? Неужели же через то крохотное отверстие в коже, которое проделала пуля?
Уже упоминавшиеся пещерные живописцы и граверы, изображая животных, часто старательно прорисовывали копья и дротики, застрявшие в их тушах, а так же кровь, струящуюся из их ран. Следовательно, можно не сомневаться – они с не меньшим недоумением задавали себе тот же вопрос: куда девается жизнь, когда стрела пронзает тело?
Теперь мы знаем: в конце концов, древний человек пришел к убеждению, будто тело – само по себе, а жизнь – сама по себе. Последнюю же олицетворяет дух, который, вообще говоря, может находиться где угодно. У Кощея Бессмертного, сказывают, дух пребывал в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в корзине, корзина – в железном ларце, ларец – под дубом, дуб – на необитаемом острове посреди широкого моря. То есть выходило так, словно бы тело и жизнь (в виде духа) – вещи разные, хотя и совместимые.
Это мнение приобрело стольких сторонников, что кое-кто и сегодня думает точно также. Ведь вроде бы и верно – чем живой отличается от умершего? Телесная оболочка есть как у одного, так и у другого. Стало быть, первый превосходит второго только тем, что обладает волей, мыслью, стремлением, желаниями. Все это невозможно видеть, осязать и обонять, почему и называется оно одним словом – духом.
Есть, правда, и другие люди, которые полагают, что подобное суждение слишком грубое упрощение, что одно нельзя отрывать от другого – вещественное тело и то, что есть невещественного в жизни. В самом деле, вспомним о телевизоре, который имеется в каждом доме. Хорошо работающий телевизор прекрасно имитирует жизнь, отлично передавая цвет, движения и звуки. (А персональный компьютер и того «живее» – с ним можно общаться «с глазу на глаз», обсуждать всевозможные проблемы, играть в разные игры).
Но стоит перегореть резистору, пробиться конденсатору, выйти из строя микросхеме, как телевизор гаснет и немеет. Можно ли тогда заключить, что он «умер»? «Несомненно, – подтвердит древний охотник, – ибо его дух переселился в другое тело». «Конечно же, нет. Стоит мне заменить пришедшую в негодность деталь, и телевизор вновь оживет. Так что незачем толковать о его духе», – возразит ему радиотехник.
Кстати, совсем не обязательно говорить о смерти только неисправного телевизора. Нажимая на его кнопку включения и выключения электропитания, мы, тем самым, с точки зрения древнего охотника убиваем или оживляем его, изгоняем или возвращаем его дух на место. Но с точки зрения специалиста, исправное и работающее состояние телевизора отличается от неисправного и не работающего только одним. В первом случае каждая его деталь функционирует нормально, получая необходимую энергию. Во втором случае либо неисправна хотя бы одна деталь, либо телевизор обесточен.
Строение человека и зверя несравненно сложнее конструкции телевизора. У них много органов, «неисправность» которых не критична для организма в целом. Так, фельдмаршалу М. Кутузову отсутствие глаза не мешало принимать важнейшие решения. Но отказы некоторых других органов смертельно опасны для организма. Например, стоит только вывести из строя сердце, мозг, кровеносную или дыхательную систему, как тут же начинается распад организма как единого целого. И, конечно же, было бы очень наивно думать, будто при этом «душа» отлетает, поскольку ей не хватает воздуха или крови. (Однако ж, волосы или ногти у мертвых еще долго продолжают «жить», невзирая на бегство «духа» из тела).
Здравый смысл говорит нам, что не существует ничего, что можно было бы истолковать как
В ней-то, в последней и заключено великое таинство жизни, гораздо более волнующее, чем таинство мифической души. Мы вправе даже подчеркнуть, что в мире нет загадки более интригующей, чем загадка работы человеческого мозга и генома человека. И эта загадка решается сегодня совершенно невиданными темпами. Мало того, что не так давно был расшифрован геном человека. Были открыты гены, отвечающие за самоидентификацию личности, т. е. за осознание человеком своего Я, а также ген, отвечающий за нашу речь. (Большинство этих открытий было сделано в Институте генетики человека, Оксфорд, Англия.)
Смерть – это распад целостной системы организма, вызванный внешними или внутренними причинами.
И, несмотря на то, что этих причин – тьма, сама смерть представляет собой вполне закономерное, объяснимое наукой естественное явление, как бы остро мы ни переживали ее вторжение в нашу жизнь. То есть, в ней нет ничего мистического, сверхъестественного, хотя со смертью человека не может и не должно смиряться человеческое сердце. И жизнь человека естественно противостоит смерти.
Темы для обсуждения
1. Каковы «свойства» души с точки зрения первобытного человека?
2. Как понимает душу современная психологическая наука?
<< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >> |