Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 1 (42) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2006/2007 № 1 (42)
РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
|
||
|
|
|
Сергий Минин
священник, кандидат исторических наук, доцент. |
Задача образования заключается в том, чтобы ввести ребёнка в мир культуры и сделать его не только человеком культуры, но культурным человеком. В этом заинтересованы родители, общество, школа и государство. Право стоит на защите интересов человека и общества. В правовом государстве определяющим являются не мнение, позиция или понятия как таковые, от кого бы они ни исходили, а право и закон. В этом смысле позиция Министерства образования, органов управления образованием не может выйти за правовое поле российского государства.
Россия – это Федерация, где существует разграничение полномочий центра и её субъектов. Существующее законодательство РФ даёт все правовые основания для включения в учебный план школы светской учебной дисциплины «Православная культура и этика» в качестве регионального компонента, школьного компонента (факультатива) или в рамках дополнительного образования детей (кружок) во внеурочное время. Введение данного учебного предмета в сетку часов – это право субъектов Российской Федерации, отдельных учебных заведений в рамках их уставной деятельности, право педагогических коллективов, родителей и детей.
Этим правом уже воспользовались в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях, где с нового учебного года Основы православной культуры станут компонентом обязательной сетки школьной программы. Ещё в 11 регионах эта учебная светская культурологическая дисциплина будет преподаваться на факультативной основе. Россия многообразна, и это богатство её культурного содержания отражает система российского образования.
Ребёнок вне зависимости от своей национальной или вероисповедной принадлежности, мировоззренческой ориентации имеет право быть причастным к культурному и социальному пространству России и Владимирского края. Система государственного и муниципального образования и содержание образования должны не отчуждать ребёнка от русской культуры, но создавать необходимые условия для реализации его прав, заявленных в Конвенции о правах ребёнка, прежде всего, права на свободный доступ к информации…
Сведения о ценностях, сформировавших отечественную культуру, наиболее значимых артефактах православной культуры, системе моральных ценностей, основанных на православии, являются жизненно важной и значимой информацией для каждого ребёнка вне зависимости от его национальной или конфессиональной принадлежности. Школа должна обеспечить ребёнка этой информацией. Содержание учебного материала должно содействовать воспитанию у учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений уважения к православию как к традиционной религии государствообразующего русского народа и других коренных народов России – чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев, карелов, коми, крещенов, коми-пермяков, якутов и т. д., способствовать знанию норм поведения в обществе, основанных на системе христианских ценностей.
Актуальной эта проблема является и для Владимирской области. <…>
Духовное содержание культурно-исторического пространства Владимирского края в наиболее сжатой и краткой форме выражает эмблематика – совокупность символов и эмблем. К числу важнейших символов Владимирского края относятся чудотворные иконы образ Владимирской Божией Матери (XII в.) – икона византийских мастеров, главный палладиум России, перенесена из Киева во Владимир князем Андреем Боголюбским, образ Боголюбской Божией Матери (XII в.), икона русских мастеров, написана по указанию князя Андрея Боголюбского как знак Покрова Богоматери Владимирской земле, первая русская икона, образ Максимовской Божией Матери (1299 г.), написана по указанию митрополита Максима в связи с перенесением кафедры Митрополита из Киева во Владимир.
К официальным символам Владимирского края относятся гербы и флаги Владимирской области и городов края. В современном гербе Владимира отражаются христианские символы: лев – образ царственной власти и крест – символ христианства и спасительной жертвы Мессии. В соответствии с решением президиума Владимирского городского совета 14 мая 1991 года «О символах города Владимира» символами города были официально утверждены герб Владимира, его наименование («город Владимир»), изображения Золотых ворот, Успенского и Дмитриевского соборов. Эмблематика свидетельствует, что в XXI век Владимирский край входит, сохраняя культурную и духовную идентичность, преемственность поколений.
Православие в истории России является основанием национальной самоидентификации русского народа, и крещение
Руси (988 г.) положило начало слиянию восточнославянских племён в единую древнерусскую народность, стало
фундаментом формирующейся русской культуры. Этапы русской истории представляют города Киев, Владимир, Москва и
Православное культурное наследие – это наше общее достояние. Православная культура – это ключ к мировой культуре. Не овладев основами отечественной культурной традиции, невозможно вступить в диалог с богатством культур и традиций окружающего нас мира. В заявлении пресс-службы Министерства образования в связи с введением учебного курса по изучению православной культуры констатируется неоспоримый факт: «Православная культура насчитывает многие сотни лет. И плохо, что целые поколения в двадцатом веке у нас в стране практически ничего не знали об этой культуре. Без знания основ православия невозможно понять Достоевского, Толстого, да и многие картины художников-классиков не понять, ибо они основаны на библейских сюжетах».
Ф. В. Цанн-кай-си совершенно справедливо указал на возрождение Церкви. Церковь существовала и существует, возрождаясь Духом Святым. Безусловно, как только мы останавливаемся, только мы перестаём развиваться, мы падаем. И человек, и церковь живут в этом движении. Поэтому знания о ценностях, сформировавших отечественную культуру, есть для современной российской школы движение вперёд.
Религия затрагивает самые глубокие струны человеческой души, и отсутствие знаний в религиозной области чревато самыми негативными последствиями для общества и самой человеческой личности. В силу исторических обстоятельств многие люди оказались отчуждёнными от родных корней, отечественной культурно-исторической и религиозной традиций. Нельзя быть иностранцем в своей собственной стране.
Система образования во Владимирской области в частности и в России в целом исходит из приоритета воспитания. Не
является исключением и светский культурологический курс «Основы православной культуры». Хотелось бы указать, что акцент
в данном разговоре никак не может быть смещён в плоскость вероисповедной проблематики, как это произошло в статье
уважаемого профессора
Необходимо указать, что в рамках учебного курса возможно изложение сравнительно-религиоведческого материала по традиционным для России конфессиям. Прежде всего неинформированность и незнание в религиозной сфере порождает экстремизм и агрессию в обществе. В культурном плане Авраамические религии – христианство, иудаизм и ислам – очень многое сближает. Сближает существо веры – единобожие. Сближает история и культура. Знание этого общего историко-культурного пласта очень важно в современной России для формирования доброжелательного и толерантного отношения между различными религиозными традициями. Как замечательно выразился профессор Московского государственного университета диакон Андрей Кураев, «Основы православной культуры» – лучшее лекарство от экстремизма.
Православие создаёт русскую культуру и формирует гениальный интеллектуальный инструмент – русский язык. И, безусловно, говоря о выборе современной российской школы в пользу изучения православной культуры, нельзя не вспомнить слова митрополита Московского святителя Филарета о подлинной, а не мнимой свободе выбора: «Свобода – это способность и возможность избрать и исполнить лучшее».
Что же касается той искусственной волны обсуждений вопроса о данной учебной дисциплине, то во многом это обсуждение связано с незнанием сути вопроса, когда идёт простая подмена понятий и вместо обсуждения реальных проблем подготовки добротных учебников, квалифицированных педагогов, содержания учебного курса, начинается «пря о вере», зачастую бессмысленная и беспощадная, что никого не красит. Во многом эта проблема поднимается и по причине духовно-нравственной, на что точно указал протоиерей Всеволод Чаплин: «Часто за противодействием православной культуре стоит некая духовная реальность, которая просто не озвучивается. Те, кто привык жить без всяких нравственных норм – в семье, в экономике, в политике, – они просто боятся, что в стране появится реальное нравственное измерение жизни, что дети будут знать, что такое хорошо и что такое плохо, и будут знать это лучше своих родителей. Вот этого боятся больше всего».