Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 1 (42) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2006/2007 № 1 (42)
ГУМАНИЗМ НА ПЛАНЕТЕ
|
|
|
|
Международный день философии, установленный ЮНЕСКО в 2002 г., воспринят философским сообществом как признание гуманистической миссии философии, той роли, которую играет философия в установлении взаимопонимания между различными культурами и народами. Наконец, это признание того, что без философского осмысления кризисных явлений, порождённых техногенной цивилизацией, человечеству не обойтись.
В российском философском сообществе складывается традиция проводить в День философии различные мероприятия, на которых обсуждаются актуальные проблемы развития отечественной и мировой философской мысли. Возникла такая традиция и во Владимирском отделении РГО. Ежегодно в этот день владимирские философы встречается с теми, кого интересуют философские проблемы, кто обеспокоен судьбой отечественной культуры, кто внимательно наблюдает за происходящим в стране.
В 2006 г. Отделение провело межрегиональный «круглый стол» «Судьба гуманизма в России и мире: актуальные проблемы». Были приглашены гуманитарная и педагогическая интеллигенция, преподаватели вузов, колледжей, школ, аспиранты, студенты, школьники… Заседание проходило в знаменитых «Палатах», бывших губернских присутственных местах. Здесь во время владимирской ссылки служил А. И. Герцен.
Среди приглашённых были люди, составляющие гордость российской культуры: А. И. Аксёнова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, лауреат Государственных премий, заслуженный работник культуры, член президиума Союза музеев России, кандидат исторических наук; Э. М. Маркин, народный артист России, профессор, художественный руководитель театра хоровой музыки. Театр хоровой музыки – это целый комплекс творческих коллективов, включающий Большой хор, хоровую капеллу мальчиков, филиал музыкального училища. В тесном контакте с ними находится губернаторский симфонический оркестр, которым руководит Артём Маркин. Со своим коллективом Э. М. Маркин побывал во многих странах мира. Принял участие в работе «круглого стола» и заслуженный художник России, профессор В. И. Рузин, картины которого находятся во многих музеях России и за рубежом, в частных коллекциях. Откликнулась на призыв организаторов «круглого стола» и директор общеобразовательной школы № 7 г. Владимира С. И. Жукова, авторитетный в своей профессиональной среде педагог.
За «круглым столом» собрались философы Москвы, Владимира, Иванова, Коломны, Нижнего Новгорода:
В. А. Кувакин, А. А. Кудишина, П. Е. Матвеев, М. М. Прохоров,
Г. С. Смирнов,
Открывая заседание «круглого стола»,
В условиях антропологического кризиса и появившихся концепций «смерти человека», проблема человечности приобретает особую остроту. Поэтому становится необходимым исследование антропологических оснований гуманизма. Антропологическое измерение гуманизма – это выяснение природы, сущности человека в аспекте его ценности, смысла его жизни, гуманистических принципов в контексте новой реальности, вызванной техногенной цивилизацией.
Профессор напомнил слова академика В. С. Стёпина на IV Российском философском конгрессе (май 2005, г. Москва). В докладе «Философия и эпоха цивилизационных перемен» он отмечал, что антропологический кризис имеет множество проявлений и тенденций. В поле зрения участников «круглого стола» оказались следующие:
1. Опасность изменения генофонда человечества, вызванного появлением мутагенных факторов, повреждением генотипических структур, изменением генетической основы человека.
2. Нестабильность, кризисный характер жизненного, повседневного мира человека; перманентный стресс рождает состояние антропологического страха, невроза, агрессивности.
3. Разработки в области биотехнологии, расшифровка генома человека, возможности манипулирования человеческим поведением, влияния на его психику, на его телесность.
Перечисленные нами лишь некоторые составляющие антропологического кризиса вызвали к жизни опасные для культуры идеи «деконструкции человека», «смерти человека», девальвирующие саму человечность. В научный обиход, в философский дискурс вошло понятие «постчеловек».
Таким образом, новая социально-культурологическая и эпистемологическая ситуации потребовали от исследователей обратиться к антропологическому измерению гуманизма, осмыслить его фундаментальные, стержневые принципы и ценности, с учётом выявившихся тенденций антропологического кризиса.
Наш «круглый стол», сказал
В условиях системного кризиса, особенно затронувшего духовную сферу, философское просвещение может служить хорошим противоядием цинизму, произволу, апатии, суевериям, оккультизму, одним словом, дегуманизации. Философы в содружестве с другими деятелями культуры могут помешать превращению человеческих душ в «собачьи сердца».
«Палаты». Здание бывших Губернских присутственных мест (1785) |
Выступавшая вслед за проф.
Несколько иной точки зрения придерживается народной артист России, профессор Э. М. Маркин. В своём выступлении он рассказал о судьбе театра хоровой музыки, у которого отобрали помещение (б. Георгиевская церковь) и передали епархии. И сегодня этот храм посещают несколько человек. Профессор рассказал о своём предложении Евлогию, архиепископу Владимирскому и Суздальскому: «Давайте сделаем в церкви, по Вашему направлению – музей православной музыки. Ведь Вы у себя на службе, кроме примитивных песнопений, ничего не предлагаете своим прихожанам. Давайте озвучим великие православные праздники, – ведь великие композиторы в России писали крупные музыкальные полотна на религиозные темы, на темы Библии, например, красивейшие произведения Рахманинова, да и раньше, в XVI веке… Мы сделаем в эти праздники концерты музыки, которая действительно будет глубоким отражением этой темы». – Ответ церкви: "Ни в коем разе, это совершенно не нужно. Церковь должна быть церковью…"»
«Мы уже 4 года, – продолжил Э. М. Маркин, – проводим абонементы классической музыки, у нас
буквально каждый месяц по
Выступление деятеля культуры послужило своеобразной иллюстрацией к рассуждениям д. ф. н., профессора Волжского государственного инженерно-педагогического университета (Н. Новгород) М. М. Прохорова. Он говорил о том, что гуманистические принципы, лозунги нельзя рассматривать вне российского контекста, который отличается исключительным социальным неравенством, ставшим взрывоопасным, грозящим конфликтами и потрясениями. И когда ставишь эти гуманистические формулы, сказал профессор, в современную российскую ситуацию, они оказываются полными противоречий и перестают «работать». Профессор это показал на ряде примеров. Действительность, по его мнению, «противоречива, она всегда содержит в себе возможности как прогресса, так и регресса, всё зависит от того, какие вы возьмёте жизненные позиции… Так, Е. Т. Гайдар в одной из своих работ предлагает концепцию истории как борьбу двух категорий: бизнесмены и государственные чиновники (власть). Но есть ещё и третья категория - народ, "большинство", рассматриваемое как говорящее орудие, о котором не надо заботится, разве что накануне выборов… В современной ситуации победа за государством, но третья сила – отсутствует, и в большинстве случаев по своей вине».
Президент РГО, гл. редактор журнала «Здравый смысл», профессор МГУ В. А. Кувакин не согласился с М. М. Прохоровым. Вот что он сказал:
«Вопрос о том, может или не может "работать" гуманизм в той или иной исторической ситуации, это вопрос не к его теории
или принципам, а к человеку. Разумеется, современный гуманизм не рецептурен и недогматичен. Но в нашей стране
представления о нём,
Пока "народ безмолвствует" и ждёт очередной подачки сверху, остаётся работа для меньшинства, остаётся всегда
благородная просветительская деятельность и научные исследования в области гуманизма. Здесь нет хороших или плохих.
Есть действительность, в которой
Во время выступления В. А. Кувакина из зала прозвучала реплика:
– Почему наши корни, «Основы православной культуры», мы должны изучать факультативно? Почему слово «толерантность» должно звучать везде, а наши исконные понятия – совесть, доброта, жалость – факультативно? И почему тогда, если у нас больше гуманизма, то возникает наука конфликтология, ведь её раньше не было, она не нужна была, когда люди жили по совести. Почему нам говорить об этом нельзя, а гуманистам – можно?
Взявший вторично слово В. А. Кувакин разъяснил свою позицию. «Связывать гуманизм с конфликтами – значит думать по принципу: чем больше гуманности, тем больше драк. Странная логика! Конфликты стали реальностью ввиду нравственного одичания и пренебрежения властью своими главными обязанностями: обеспечивать законность и показывать народу пример порядочности и уважения закона. Россия гниет «с головы». А наши корни лучше изучать в их единстве, а не по отдельности. Российская культура не только православная, но и мусульманская, и индустриальная. Культура в России и гражданская, и художественная, и научная и т. д. У защитников ОПК, как мне кажется, не хватает воображения. Достаточно только представить, какой может быть раздор среди детей, чтобы понять, как опасно делать это в государственной или муниципальной школе, в которой учатся дети разных вер, убеждений и семейного воспитания. Так же наивны убеждения некоторых православных, что совесть, доброта и жалость – это «наши исконные понятия». Зачем же монополизировать то, что принадлежит всему человечеству? Пусть это будет достоянием всех людей. Разве так думать – бесчеловечно?»
Взволнованным, эмоциональным было выступление директора школы С. И. Жуковой. Обращаясь к аудитории,
педагог сказала, что школа – это то место, где ежедневно, ежечасно идёт процесс гуманизации межличностных
отношений. Но, к сожалению, в школе скоро некому будет работать. Школа – это последний бастион гуманизма. «Сегодня
мы говорим, что ребёнок не сосуд, он приходит в школу уже личностью, со своими психологическими и физиологическими
особенностями, со своим характером. И 10 лет мы готовим его к жизни. Ценностью образования является сам
ребёнок. Задача учителя не только передать информацию, а так организовать познавательную деятельность ребёнка,
чтобы он был субъектом этой деятельности, и чтобы он хотел быть субъектом этой деятельности… Но какие бы программы ни
были, какие бы предметы ни вводились в учебный план школы или исключались из него, какие бы учебники у нас ни
появлялись, они всегда разбиваются об учителя.
Есть ещё одна проблема, о которой сегодня нельзя не говорить. Все должны понимать, что к формированию гуманистической позиции человека, к формированию системы гуманистических ценностей имеет отношение не только школа, но в первую очередь семья.
Обратите внимание: когда
Ещё одна проблема – сегодня у многих молодых людей сформировано искажённое понятие свободы. Свобода – равно
вседозволенность. Сегодня какие только органы не проверяют школу по поводу реализации прав ребёнка! Но мы мало говорим:
чтобы реализовывать эти права, всем надо нести и выполнять определённые обязанности. Реализуя права ребёнка,
мы должны говорить о правах учителя, о защите его достоинства. Сегодня резко меняется отношение к учительству. Если
раньше мы видели
Интерес у участников «круглого стола» вызвало выступление Г. С. Смирнова, д. ф. н., профессора Ивановского госуниверситета, который попытался представить советскую идею в гуманистическом измерении. Оттолкнувшись от истории её зарождения в атмосфере старообрядческой культуры Ивановского текстильного края, профессор показал, что представляет из себя народный гуманизм. «Народный гуманизм – это, прежде всего, когда нужно было знать свои интересы, интересы своей общины, умение выбирать ту меру потребностей, которая даёт возможность интенсивному развитию этой модели». Г. С. Смирнов раскрыл содержание гуманизма повседневного жизненного мира человека. Сегодня, когда начинается процесс становления гражданского общества, истоки народного гуманизма особенно важны.
Заслуженный художник России, профессор В. И. Рузин остановился на гуманистической функции реалистического искусства. Реалистическая живопись, считает художник, по самой своей природе гуманистична. Сравнивая реалистическую живопись и её влияние на человеческую духовность с постмодернистской живописью, художник последнюю рассматривает как нечто вторичное, не содержащее в себе позитивного начала, жизнеутверждающей идеи.
Реалистическая живопись, подчеркнул художник, непосредственно действует на чувство человека: рефлексия начинается позднее. В. И. Рузин не разделяет широко распространённое мнение, что вся наша молодёжь находится полностью под влиянием западной масскультуры, одурманена ею. «На нашем художественно-графическом факультете, – отметил Владимир Иванович, – очень много талантливых студентов, продолжающих традиции владимирской художественной школы, очень гуманных по своему отношению к людям».
Диссонансом прозвучало выступление работника городского методического центра, которая увидела в инновационных гуманистических проектах, используемых в современной школе, влияние западных моделей образования. Она полагает, что все эти педагогические гуманистические технологии в нашей школе не работают. Предложенные школьные и вузовские спецкурсы по гуманизму, по её мнению, являются альтернативой «Основам православной культуры» и имеют единственной целью не допустить ОПК в отечественную школу.
Большой интерес у собравшихся вызвало выступление доцента Владимирского гос. университета П. Е. Матвеева. Он выразил сомнение в прямой зависимости религиозности и нравственности, гуманности. Гуманист и нравственный человек не обязательно должен быть религиозным, а тем более воцерковлённым.
Историческая церковь, а тем более русская официальная церковь, часто отступала от христианских заветов, проявляла
крайнюю нетерпимость к инакомыслию, например, к старообрядцам. Скорее, старообрядческая церковь оставалась верной
христианской морали. Матвеев поддержал многие идеи, высказанные
Формат «круглого стола» включал и обсуждение книги доцента А. А. Кудишиной «Гуманизм – феномен
современной культуры», вышедшей в издательстве «Академический проект» (Москва, 2005). Все выступавшие дали высокую
оценку книге, подчеркнув её актуальность, творческий, новаторский подход к решению многих проблем, её полезность для
преподавателей вузов. Проф.
В настоящее время требуются новые подходы к исследованию гуманизма. На взгляд
Выступающий подчеркнул хороший научный аппарат книги: она снабжена именным и предметным указателями, приложена обширная библиография, подробные постраничные комментарии. С книгой хорошо работать.
Заведующая кафедрой философии ВГПУ доцент Л. Ю. Александрова, согласившись с высокой оценкой
Профессор Волжского инженерно-педагогического университета М. М. Прохоров, приветствуя появление книги А. А. Кудишиной, увидел её особую ценность для тех, кто только приступает к изучению и исследованию гуманизма, поскольку в книге дано системное представление о современном гуманизме. Но вместе с тем проф. М. М. Прохоров указал на внутреннюю противоречивость принципа антропоцентризма, на заключающуюся в нём возможность антигуманистических интерпретаций взаимоотношения человека и мира.
В ответном слове А. А. Кудишина ответила на вопросы присутствующих, разъяснила логику своего исследования, его центральные идеи, и поблагодарила кафедру философии Владимирского государственного педагогического университета за организацию круглого стола, за сделанные в ходе обсуждения замечания и предложения.
1 См. в настоящем номере ЗС указанную статью