Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 3 (44) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2007 № 3 (44)
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Открытое письмо |
||
светскому научному образованию – невежество! |
У России сегодня есть два главных преимущества, позволяющие ей занимать определённое
место среди множества других стран и народов. Это – высокий уровень образования её граждан и богатые природные
ресурсы. Сила нашего образования во многом связана с тем, что оно строится на научной основе, на материалистическом
восприятии природы. Научное знание, в том числе о развитии жизни и происхождении человека, не может оскорблять
В последнее время в нашей стране заметно усилились атаки клерикальных кругов на научные основы преподавания. Особым нападкам подвергается эволюционная теория, которую публично осуждают не только школьницы и их отцы, но и иерархи церкви. Под видом «православной культурологии», лукавых рассуждений о «демократии» и вариативности в преподавании просматривается опасная политика внедрения религии в государственные школы, а религиозно-догматического сознания в умы школьников.
Нас беспокоит намечающаяся тенденция слияния государства и церкви. Мы считаем, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Мы полагаем, что преподавание естественнонаучных предметов должно основываться только на устоявшихся научных концепциях. Современная эволюционная теория, с которой критики «дарвинизма» явно не знакомы, безусловно, относится к числу выдающихся достижений науки и поэтому должна быть обязательным компонентом обучения в средней и высшей школе. На наш взгляд, единственным компетентным экспертом при определении содержания программ преподавания естественных наук может быть только научное сообщество в лице Российской академии наук, университетов и научных обществ. Вопросы ошибочности или истинности той или иной научной теории не решаются на пресс-конференциях, митингах или в судах, в средствах массовой информации или в ходе социологических опросов.
Мы, безусловно, уважаем право людей на выбор веры, своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии, но это должно быть сугубо личным, семейным делом. В России как светском государстве преподавание на религиозной основе может осуществляться только вне государственных учреждений. Религиозные лидеры и государственные служащие на региональном и федеральном уровнях обязаны соблюдать Конституцию, которая определила отделение религии от государства.
Россия, каки всё человечество, вступила в XXI век. В условиях глобализации и жёсткой конкуренции лидерами будущего будут страны, развивающие современное образование, мощную науку и новые технологии. США не стесняются заявлять о своём мировом научно-технологическом превосходстве. Объединённая Европа реально строит свою экономику, основанную на знаниях. Руководство России также стало говорить о необходимости развивать «экономику знаний». Однако это невозможно сделать без высоко образованного населения, подготовка которого начинается в школе. Возникает вопрос, кто будет определять качество современных знаний и уровень образования – люди прошлого, живущие по отстающим часам и видящие истину только в религиозных мифах, или люди, понимающие всю сложность устройства и познания мира природы, общества и человека?
Это – стратегический выбор будущего России. Этот выбор зависит от каждого из нас!
И. Г. Абрамсон, физик, доктор технических наук,
Л. Я. Боркин, зоолог, председатель правления
B. В. Быков, пенсионер,
А. И. Ермолаев, генетик, кандидат биологических наук, заведующий редакцией ветеринарной и
биологической литературы издательства «Лань»,
Б. И. Иванов, историк техники, доктор философских наук,
М. Б. Конашев, историк эволюционной биологии, кандидат биологических наук,
И. С. Дмитриев, доктор химических наук, директор Музея-архива
Д. И. Менделеева
C. Я. Цалолихин, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Зоологического
института РАН,
Л. В. Максимов, доктор химических наук, ведущий научный сотрудник НИТИОМ,
Д. А. Баратова, кандидат медицинских наук, гематолог А. Л. Тимковский, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Петербургского института ядерной физики РАН.
Н. И. Диденко, кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Р. Р. Алексеев, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Зоологического
института РАН,
6 февраля 2007 г. |