Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 4 (45)
Сайт «Разум или вера?», 07.03.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/45/andreyeva.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2007 № 4 (45)

СОБЫТИЯ ЛЕТА

Природа
человека

и гуманизм

Международная научная конференция «Природа человека и гуманизм: антропологическое измерение техногенной цивилизации» Владимир, ВГПУ, 28 – 29 сентября 2007 г.

Людмила Андреева

 

Международная научная конференция «Природа человека и гуманизм: антропологическое измерение техногенной цивилизации» состоялась 28 – 29 сентября 2007 г. на базе Владимирского государственного педагогического университета. Ей предшествовали ранее проведённые научные мероприятия: Межвузовская научная конференция «Философско-антропологическая аналитика бытия человека в глобальном мире» (Владимир, 7 – 9 октября 2003 г.), Межвузовский симпозиум «Онтология и антропология гуманизма» (Владимир, 16 – 17 мая 2006 г.), Межрегиональный «круглый стол» «Гуманизм в России и мире: актуальные проблемы» (Владимир. 17 ноября 2006 г.).

Открытие конференции приветствовали проректор ВГПУ по научно-исследовательской работе проф. А. Е. Пальтов, президент Российского гуманистического общества, проф. МГУ В. А. Кувакин. Он зачитал краткое послание президента Международной академии гуманизма, проф. Пола Куртца и его доклад «Мораль естественна» (см. настоящий номер ЗС, с. 8 – 11). В своём послании П. Куртц обратился к участникам конференции со следующими словами:

Мау I congratuate you on convening a conference on “Humanism and Contemporary Civilization”. It is clear that rapid global changes today point to the need for a new Planetary Humanism, one that transcends the national, ethnic, racial and religious barriers of the past. All parts of the human family are interdependent. We are part of the new global civilization that is emerging. We have a common interest in preserving the natural ecology of the planet earth, and that is becoming urgent. We need to recognize that every person on the planet is equal in dignity and value, no matter what his or her geographic location or political ideology. Humanism is able to find common ethical ground upon which we can stand, shared ideals and values, based on science, reason, and human ist ethics. We look forward to a report on your deliberations.

«Позвольте мне приветствовать участников конференции, посвященной проблемам гуманизма и современной цивилизации. Сегодня стало очевидным, что стремительные глобальные изменения ставят вопрос о необходимости нового, Планетарного гуманизма, идущего поверх национальных, этнических и религиозных барьеров, оставляемых нам прошлым. Все члены мировой человеческой семьи взаимозависимы. Все мы оказываемся частью возникающей на наших глазах новой глобальной цивилизации. У нас много общих задач, особенно в деле сохранения среды обитания. Это становится жизненно необходимым. Мы должны признать, что каждый человек на планете Земля равен другим в своём достоинстве и ценности, независимо от места его проживания и убеждений. Гуманизм способен найти те общие моральные основы, на которых мы можем сохранять себя, разделять наши идеалы и ценности, основанные на науке, разуме и гуманистической этике. Желаю конференции плодотворной работы».

Представленные на конференцию материалы свидетельствуют о дальнейшем расширении гуманистической проблематики и об углублении нашего понимания гуманизма, появлении новых аспектов и новых подходов в исследовании гуманизма, росте интереса к гуманистическому мировоззрению в целом. Конференция показала расширение географии участников гуманистических конференций, она собирает учёных и европейской части России, и Сибири, и Белоруссии. Представленные материалы убеждают в том, что разговоры о «смерти гуманизма» отражают скорее состояние некоторых смятенных умов, а не действительное положение вещей, по крайней мере в области научных исследований. Эти тревожные голоса, которые становятся громче в трудные периоды российской истории, в современных условиях не столько научно идентифицируют реальные истоки и угрозы дегуманизации, сколько преувеличивают их и не содержат сколько-нибудь конструктивных предложений по преодолению кризиса гуманности столь очевидного в последние полтора – два десятилетия в России.

 

Со своей стороны философы-гуманисты стремятся к тому, чтобы с помощью трезвого, критического мышления, на основе научной рациональности и уважения к фундаментальным человеческим ценностям осмыслить ситуацию, отыскать реальные возможности сохранения и поддержания достойных условий человеческого существования, их дальнейшего улучшения. Свою задачу учёные-гуманисты видят в том, чтобы удержать гуманистические ценности в культуре, противостоять разрушительным силам нигилизма, апатии и пессимизма, лёгкой добычей которых становятся пугливые, индифферентные к гражданскому долгу, замкнутые в себе или в своих теоретических абстракциях умы. Утверждать, что общечеловеческие ценности утратили свою регулятивную и ориентационную функцию – значит потерять общую для всех и каждого социальную и антропологическую онтологию, быть захваченным безграничным релятивизмом, вступать в область социальной атомизации и хаоса, а если говорить конкретнее – в социальную рознь, чреватую дискриминацией и уничтожением человека человеком по классовому, этническому, половому, религиозному, партийному, мировоззренческому или иным отличительным признакам.

 
 

Владимирский государственный педагогический университет

Конференция во Владимире, на которую откликнулись учёные из Москвы, Владимира, Иванова, Нижнего Новгорода, Воронежа, Иркутска и других городов России, показала высокий научный уровень обсуждения проблем гуманизма. В кратком отчёте об этом мероприятии трудно дать содержательный анализ представленных докладов. В целом их можно разбить на четыре группы: гуманистическая антропология, судьба гуманизма в современном мире, гуманистический вектор исторического развития и историко-философские аспекты гуманизма. В рамках первой темы на обсуждение были вынесены такие проблемы, как антропосоциетальный подход в философии и социологии (Н. И. Лапин), бытие человека и свобода (А. М. Коршунов), родовая сущность человека (Н. В. Серов), проблема самотрансцендирования (К. Л. Ерофеева), субстратные основы человеческой природы (О. Л. Краева), самоидентификация человека (Л. А. Морщихина), высокие технологии и проблема бессмертия человека (И. В. Вишев), модификация человека (И. В. Гордеева), социальная автотрофность (А. С. Скачков), гуманистические критерии человеческого потенциала (Л. Ю. Александрова), философско-психологические модели природы человека (В. П. Харченко), антропологические константы в правовой реальности (А. Н. Иванов), антропологические константы и сказочное/магическое мышление (Л. А. Мулляр), гуманизм, современная культура и проблемы здоровья человека (С. Ф. Левяш, В. П. Гайворонский, В. Д. Паначев), этапы развития внутреннего мира человека (А. Ф. Шафоростов). К тематике второй группы докладов можно отнести вопросы отчуждения человека (А. Н. Кочергин, О. И. Николина), его разотчуждения (М. М. Прохоров), человек и искусственная среда техногенной цивилизации (А. В. Брагин), гуманизм и проблема антропологического коллапса (О. В. Пастушкова). Тематика третьего раздела: перспективы гуманизма (Е. С. Борзов), революция и культура в гуманистическом измерении (В. Д. Жукоцкий, З. Р. Жукоцкая), гуманизм и «загадка истории» в контексте исторической онтологии (Л. С. Андреева), наука и нравственность в коэволюционной стратегии (П. А. Белоусов). Четвёртая рубрика объединила доклады на темы: историко-философский аспект антропологической парадигмы гуманизма (Ф. В. Цанн-кай-си), европейский гуманизма вчера и сегодня (И. Я. Левяш), гуманизм в индийской мысли (С. Л. Бурмистров), гуманистические мотивы этики В. С. Соловьева (А. Е. Коломейцев, Л. Е. Яковлева), марксистская трактовка сущности гуманизма (П. Н. Кондрашев), бытие человека в русской культуре (Ю. В. Серебрякова), идея гуманности в русской народности (В. А. Гречко).

На конференции подчёркивалась необходимость расширения спектра подходов к осмыслению гуманизма, особенно современного, поскольку всесторонность анализа и оценки является условием научного понимания этого сложного феномена. Вместе с тем, была высказана идея более глубокого исследования практического проявления гуманности и гуманизма во всех сферах общественной жизни. Была признана актуальной проблема парадигмального подхода к гуманизму, а также обсуждение возможностей разработки оптимальной концепции гуманизма как образовательной дисциплины познавательно-воспитательного статуса для средней и высшей школы. Необходимость в такой концепции становится всё более очевидной в свете оживлённых общественных дискуссий о светском и религиозном воспитании и образовании.

 

 
 

Слева направо: Президент РГО проф. В. А. Кувакин, проф. Ф. В. Цанн-кай-си, проректор ВГПУ А. Е. Пальтов

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика