Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 1 (50) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2008/2009 № 1 (50)
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА…
В начале прошлого года (31.01.2008) в Правлении Общества «Знание» России состоялось учредительное собрание научно-методического совета (НМС) «Гражданское образование и светское воспитание», созданного в качестве общественного научно-методического органа Общества «Знание» России, призванного объединить специалистов, работающих в области педагогики, психологии, граждановедения, гуманизма и др. Во встрече приняли участие доктор философских наук, профессор МГУ В. А. Кувакин (избран председателем совета), ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека к. ю. н. В. В. Смирнов. В состав Научно-методического совета вошли также к. ф. н. И. И. Кондрашин (зам. председателя НМС), д. ф. н. Ю. М. Журавлёв (зам. председателя НМС), д. ф. н. З. Р. Жукоцкая, д. ф. н. А. Б. Белинская, д. ю. н. К. Д. Крылов, к. п. н. Г. П. Овчинников, к. ф. н. Н. З. Ярощук, к. т. н. А. Н. Смирнов.
Правление Общества «Знание» |
За прошедший период была проделана большая подготовительная работа. Было разработано Положение о Научно-методическом совете, проект Национальной программы «Светское образование и гражданское воспитание населения Российской Федерации», программа учебного курса «Гражданское образование и светское воспитание», типовое Положение о Центре гражданского образования и светского воспитания для региональных отделений Общества «Знание» России.
Круг вопросов, связанных с подготовкой указанных документов, активно и многократно обсуждался на собраниях актива НМС, которые проходили и продолжают проходить ежемесячно в
Политехническом музее. Актуальность создания Научно-методического совета не подлежит никакому сомнению и, по сути, является велением времени, поскольку состояние
общественного, как и индивидуального сознания в России продолжает ухудшаться. Россияне не только не имеют сколько-нибудь консолидированных представлений о стратегии и
перспективах развития страны, но и не определились с фундаментальными ценностями и идеями, которые должны были бы составить основания общественного согласия, общественной
морали и психологии. В то время как в цивилизованных государствах большое внимание уделяется гражданскому образованию, систематическому знакомству населения с базовыми
правовыми, этическими, экологическими и интеллектуальными ценностями, в России происходит распад простых норм нравственности и позитивных человеческих отношений.
Общественная психология поражена глубоким равнодушием ко всему, что выходит за рамки бытовых потребностей индивида и семьи, люди озабочены либо обогащением, либо выживанием
в условиях нищеты, информационное пространство отравлено пропагандой насилия, секса, агрессивности, произвола и беззакония. Подавляющее большинство граждан страны убеждены в
том, что они бессильны
Проблема вакуума гражданского сознания беспокоит государство и правящие политические партии. Всё слышнее разговоры о необходимости выработки Кодекса гражданина России. Ставится вопрос о минимальном наборе гражданских добродетелей, которые могли бы служить основой общественной морали, ориентиром в учебной и просветительской практике, содержанием светского образования взрослого населения. Системы такого образования хорошо отлажены во всех демократических странах и они служат надёжной основой гражданского согласия и консолидированного позитивного гражданского действия. Но, к сожалению, ничего реального в нашей стране в этом отношении не сделано. О фактическом безразличии к этим проблемам говорит уже тот факт, что поданные НМС «Гражданское образование и светское воспитание» заявки на грант для организации этой работы, как и грантовая заявка Фонда «Центр исследований “Человечность”» на разработку и внедрение концепции научного просвещения не получили поддержку. Симптоматично и то, что на Первом конгрессе просветительских организаций России (Москва, сентябрь 2008 г.) тема гражданского образования и научного просвещения не обсуждалась.
Разработчики пакета документов, связанных с гражданским образованием и светским воспитанием, обратились в ЗС с просьбой опубликовать подготовленный ими проект Программы гражданского образования и светского воспитания. Хотя он и носит во многом формальный и слишком общий характер, редколлегия считает полезным познакомить с ним наших читателей. Мы надеемся, что его тематика заинтересует всех, кто разделяет идеи и установки авторов этого проекта, их озабоченность, связанную с деструктивными тенденциями в общественном сознании.
Проект
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА |
I. Введение
Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации» (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом РФ «Об образовании», а также с учётом предложений федеральных органов и неправительственных организаций, мирового опыта и практики обучения гражданственности через образование.
Программа направлена на развёртывание в стране современной системы гражданского и светского обучения, воспитания и просвещения населения России, что позволит сформировать у россиян зрелое общественное сознание, развить менталитет, повысить уровень их цивилизованности, нравственности и гражданской, светской культуры, что будет содействовать консолидации гражданского общества, формированию ОБЪЕДИНЁННОЙ НАЦИИ (по формулировке ООН) и в итоге позволит более эффективно проводить государственную политику России по реализации и отстаиванию национальных интересов и приоритетов как внутри страны, так и в мировом сообществе.
Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы россиян, предусматривает охват всего населения Российской Федерации и определяет основные принципы, пути и этапы становления, развития и координации системы гражданского образования и просвещения.
Программа основывается на общегуманистических и общечеловеческих ценностях, на принципах научности, демократизма, равнодоступности, одинаковости понимания, системности и преемственности, учитывает исторические, социальные, ментальные и этические особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского воспитания, образования и просвещения, а также рекомендации ЮНЕСКО.
II. Содержание Программы гражданского образования и светского воспитания и обоснование необходимости её реализации
Социально-экономические изменения, последовавшие за распадом СССР и переходом Российской Федерации к рыночной экономике, социальная дифференциация общества, резкое обнищание большей части жителей страны, девальвация интеллектуальных, правовых и нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание россиян, характерными чертами которого стали: упадок нравов, правовой нигилизм и снижение гражданской ответственности населения. Это вызвало и снижение уровня образованности и культуры, нравственности и патриотизма у жителей страны, пренебрежение к разуму, здравому смыслу, правам и обязанностям человека и гражданина, неуважительное, а подчас и циничное отношение к закону, к согражданам, к обществу, к социальным и государственным институтам страны.
Наблюдающийся в стране низкий уровень развития институтов и традиций гражданского общества и правового государства в условиях недостаточной разработанности государственной политики в области формирования национального сознания и светской культуры, отсутствие эффективных механизмов их распространения вызывают рост гражданского невежества, а вместе с ним коррупции, воровства, бандитизма и мошенничества, что влечёт за собой усиление этнической и конфессиональной нетерпимости, ведёт к усилению ксенофобии, религиозным и межэтническим конфликтам, актам экстремизма и терроризма. Гражданская безграмотность населения, его политическая пассивность и правовая некомпетентность снижают жизнестойкость нации и способствуют её вымиранию, ведут к увеличению числа беспризорных и безнадзорных детей, а также являются факторами сдерживающими национальное развитие, что в конечном счёте угрожает национальной и государственной безопасности страны.
Выработка и реализация единой государственной политики в области гражданского образования, направленной на формирование зрелой гражданственности и закрепляющей посредством воспитания, образования и просвещения такие ценности, как разум, научная картина мира, нравственность, патриотизм, ответственность, совесть, права, обязанности и свободы человека, мир, демократическое и грамотное участие в жизни общества, уважение к истории России и её народов, веротерпимость и толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог – является приоритетной социальной задачей развития страны.
Нормативные правовые акты, устанавливающие приоритетные направления развития отечественного образования, определяют его как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых, прогрессивных жизненных установок личности. Перед российским образованием стоит жизненно важная цель – готовить людей, умеющих не только жить и действовать в гражданском обществе и правовом государстве, но и сознавать национальные приоритеты, активно участвовать в реализации национальных проектов культурного развития России. Выполнение этой сложной задачи предполагает формирование всеобъемлющей системы гражданского образования россиян, обеспечения его непрерывности, развития, высокого качества, доступности, разумного единообразия его методологических и нравственных – общегуманистических и общечеловеческих – принципов.
Ценностный (аксиологический) подход к гражданскому обучению, воспитанию и просвещению может быть реализован на основе взаимной адаптации общепризнанных ценностей отечественной и мировой культуры с учётом региональных особенностей и традиций народного быта и самоуправления.
История полиэтнического народа России, благополучных наций мирового сообщества доказала важность понимания и принятия гражданами таких общепризнанных ценностей, как разум, нравственная зрелость (сознательность), патриотизм, служение Отечеству, милосердие и способность к сопереживанию (эмпатии), справедливость, толерантность, т. е. терпимость к другим народам, людям, различным культурам, верованиям и убеждениям. Национальные культурные традиции взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе общечеловеческими ценностями, к которым относятся гуманизм, индивидуальная свобода, права и обязанности человека, равенство людей перед законом, гражданская и общественно-политическая активность, уважение к собственности, материальное благополучие как условие достойной жизни человека. Необходимость согласования и гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей продиктована обострением глобальных проблем человечества, перспективами его выживания и развития как планетарного сообщества людей.
Гражданское образование населения страны, а также лиц иностранного происхождения, желающих получить российское гражданство, является одной из главнейших функций государства и направлено на получение жителями страны необходимого минимума гражданских знаний как для формирования реалистического и ответственного мировоззрения, так и для эффективного участия гражданина России в общественной жизни страны. Без овладения этими знаниями и их активного использования в общественной жизни гражданство имеет формальный характер и население в этом случае неспособно быть консолидированным и сформировать полноценное гражданское общество.
Процесс гражданского образования является беспрерывным, обеспечивающим преемственность, кумулятивность и постоянную модернизацию.
Гражданское образование направлено на:
а) изучение основных прав и обязанностей человека и гражданина, научение умению пользоваться ими, умению уважать права человека и основные свободы, познание норм и правил светского поведения, ценностных ориентиров, этических, правовых, экологических и эстетических устоев цивилизованного общества;
б) всестороннее и зрелое развитие интеллектуального и морально-правового сознания человека, укрепление его стремления к разуму, творческому созиданию, обретению сознательности, ответственности и чувства человеческого достоинства;
в) развитие взаимопонимания и взаимоподдержки между согражданами, воспитание чувства сострадания, укрепление равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами и народностями, распространение терпимости к этническому, культурному, религиозному и мировоззренческому разнообразию;
г) содействие поддержанию гражданского мира и сотрудничества, стремлению к диалогу и мирному разрешению конфликтов между индивидами и общественными группами, достижение консенсуса, общения и конструктивного взаимодействия в рамках единого гражданского общества – ОБЪЕДИНЁННОЙ НАЦИИ россиян (по формулировке ООН);
д) укрепление социальной справедливости и устойчивости развития в интересах человека и гражданина, поддержание взаимной ответственности: граждан – за достойный выбор соотечественников в органы власти, органов власти – за повышение качества жизни сограждан, за отстаивание национальных интересов, за улучшение макростатистических показателей в стране и упрочение геополитического положения государства в мире.
Таким образом, гражданское образование – это общественно-государственная, социально ориентированная развивающая система непрерывного просвещения и воспитания, направленная на овладение основами гражданской грамотности, научение населения навыкам цивилизованности и культуры светского поведения; это своевременное информирование населения, помощь в формировании гражданской компетентности, в удовлетворении потребностей в социализации в интересах личности, общества и государства.
Цель гражданского образования как единства обучения и воспитания – обеспечение максимальных возможностей для формирования гражданами своего мировоззрения на основе общепризнанных человеческих ценностей и общепринятой в цивилизованном мире светской культуры; стратегия гражданского образования и светского воспитания – содействие в росте числа сознательных граждан страны, высоконравственных, общественно-активных, социально компетентных, трудолюбивых, патриотичных, уважающих разум и наделённых гражданской ответственностью, нацеленных на созидание, умеющих отстаивать свои права и интересы, одновременно учитывая и уважая интересы, потребности и права других людей и общества в целом.
Гражданское образование, светское воспитание и политическое просвещение является важным условием защиты, поддержки и развития демократических достижений, культурных устоев общества, формирования у населения гражданской компетенции, включающей в себя:
• понимание национальных интересов страны, знание особенностей патриотичного и непатриотичного поведения, умение определять степень патриотичности в своих поступках и в действиях других сограждан, знание национальных традиций и стратегий развития страны;
• грамотность в политико-правовой сфере, т. е. умение реализовывать права и обязанности по выполнению функций гражданина как субъекта правовых и политических норм, умение выдвигать и избирать в органы государственной власти и местного самоуправления наиболее достойных сограждан, способных наиболее эффективно выполнять свои функции в случае их избрания в федеральные или местные органы власти;
• нравственную зрелость как совокупность этических знаний и умений совершать рациональный и ответственный моральный поступок, а также этически грамотно оценивать как своё поведение, так и поведение сограждан, в особенности работающих в органах государственной власти и местного самоуправления;
• цивилизационную осведомлённость, опирающуюся на знание культуры светского поведения и политкорректность, умение разбираться в конфессиональном разнообразии и особенностях этнических и религиозных традиций и ценностных ориентиров, различать признаки агрессивного невежества, социальных патологий, ксенофобии, ультранационализма, религиозной нетерпимости, догматизма и экстремизма;
• понимание основ социально-экономической жизни, сочетаемое с навыками позитивного созидания, осведомлённость о собственных профессиональных склонностях, способностях и возможностях, умение ориентироваться в сфере рыночных и государственных отношений, трудовом и налоговом законодательстве, усвоение навыков организации труда и трудового процесса, знание норм трудовой, коллективной и корпоративной этики и т. д.;
• подготовленность в области экологии и демографии, т. е. понимание зависимости условий человеческого существования от сохранения и защиты окружающей среды, эмиграционных и миграционных процессов, обладание навыками поддержания чистоты и порядка в семье, ближайшем окружении и на природе в целом, понимание уникальности природы, любовь к ней, нетерпимость к бытовым и промышленным загрязнениям окружающей среды;
• развитый эстетический вкус и владение высокими стандартами в оценке литературы, искусства и художественной культуры, выработка зрелого эстетического отношения к себе, ближайшему окружению и природе, умение украшать и облагораживать места своего обитания – семейное жилище, рабочее место, зоны отдыха и т. п.;
• высокая степень социализации (коммуникативности), обладание чувством согражданства, способностью к самоорганизации и кооперации с согражданами в целях решения насущных социальных проблем территориальных образований различного уровня – от квартиры и лестничной площадки, подъезда жилого дома и двора до улицы, посёлка, района, города, региона, страны в целом;
• грамотность в области общественной безопасности; противодействие социальным порокам общества – алкоголизму, наркомании, игромании, коррупции, мошенничеству, шарлатанству, воровству, бандитизму, хулиганству, табакокурению, сквернословию и другим антиобщественным и опасным для здоровья формам поведения;
• уважение к самому процессу непрерывного гражданского образования и светского воспитания, знание его основ, целей, методов, умение вести с целью самообразования самостоятельный поиск и освоение информации из различных источников, умение её анализировать, критически осмысливать и использовать для развития и совершенствования своего гражданского мировоззрения;
Составными частями гражданского образования и светского воспитания являются:
• знание феноменов государственности и гражданственности, истории их становления и развития в России и за рубежом, знание успешного и неуспешного опыта государственного строительства как в нашей стране, так и за рубежом;
• свод знаний по правам и обязанностям человека и гражданина, умение правильно ими пользоваться и соблюдать их, владение основами демографии, миграционных процессов, понимание гражданской ответственности за самообразование, образование своей семьи, своей нации;
• приобщение к светской культуре поведения, изучение этических, эстетических и экологических норм и правил, усвоение понятия цивилизованности;
• воспитание патриотизма, трудолюбия, усвоение общепринятых и признанных цивилизованным человечеством ценностных ориентиров, умение слышать голос совести и откликаться на него, понимание практической значимости ценностей скромности, сострадания, доброжелательности и добродетельности;
• обучение здравомыслию, критичности и самокритичности, этнической и религиозной толерантности, нетерпимости к порокам общества, знание способов борьбы с ними, а также способов поддержания физического и нравственного здоровья в семье и в кругу своего общения;
• обучение методам социальной и гражданской активности, самоорганизации, самореализации и социального партнёрства.
Основными целевыми группами гражданского образования, светского воспитания и политического просвещения являются ВСЕ ГРАЖДАНЕ России, но в первую очередь:
• школьники и студенты, беспризорные и безнадзорные дети и маргинальные группы молодёжи;
• педагоги, воспитатели, преподаватели, а также работники государственных систем воспитания, образования и просвещения и частных воспитательно-образовательных учреждений;
• работники государственных и частных СМИ;
• государственные и муниципальные работники, рабочие и служащие, в особенности чиновники, работающие в системах законодательной, исполнительной и судебной власти;
• военнослужащие, сотрудники силовых структур и МЧС, работники частных охранных предприятий;
• руководители политических партий и общественных организаций;
• менеджеры государственных и частных предприятий;
• лица иностранного происхождения, подавшие заявку на получение российского гражданства, а также арестованные, заключённые, ссыльные и другие «группы риска», которые по окончанию обучения должны в обязательном порядке сдать специальный экзамен;
• пенсионеры, люди «третьего возраста», а также священнослужители, обитатели монастырей, домов престарелых и т. д.
***
Определение задач повышения эффективности и качества гражданского образования как приоритетов национальной образовательной политики не является
В выработанной мировым сообществом нормативно-правовой базе сформулированы следующие рекомендации ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы государствам-членам о развитии национальной политики в области гражданского / демократического образования:
– включить гражданское / демократическое / философское образование в стратегии национального развития;
– государства, региональные организации, корпорации и фонды должны сделать гражданское / демократическое / философское образование приоритетным в программах финансирования;
– направлять деятельность всей образовательной системы на формирование комплекса общих ценностей: разум, нравственность, патриотизм, права и обязанности человека и гражданина, светскость, политический плюрализм, верховенство закона;
– развивать нормативно-правовое обеспечение гражданского воспитания, образования и просвещения;
– содействовать развитию непрерывного образования, основанному на идее, что гражданское воспитание и образование приобретается и совершенствуется в течение всей жизни, при всех обстоятельствах и во всех учебных средах;
– предоставлять возможность детям, молодёжи и взрослым в процессе обучения использовать свои права и обязанности в качестве самостоятельных граждан;
– осуществлять гражданское образование во всех типах образовательных институтов, включая телевидение и Интернет, используя их в качестве площадок гражданственности;
– выделять базовые навыки демократической гражданственности, особенно социальные, коммуникативные, жизненные навыки и навыки участия; определять навыки в терминах знания: что и как делать, кого выбрать во властные структуры, как оценить поступки сограждан, особенно избранных во власть, как жить вместе и как стать благополучным;
– развивать соответствующее обеспечение формального содержания образования, как отдельного предмета, а также как междисциплинарной тематики или интегрированной Программы;
– использовать в интересах гражданского образования возможности школьного и студенческого уклада, неформального и скрытого содержания воспитания и образования, социальное окружение;
– использовать гражданское воспитание, образование и просвещение как средство в борьбе с пороками общества, такими как коррупция, терроризм, алкоголизм, наркомания, преступность, насилие, ксенофобия, расизм, агрессивный национализм и религиозная нетерпимость;
– развивать международное / общеевропейское сотрудничество в области светского образования; расширять – вплоть до глобальной – перспективы гражданского воспитания, образования и просвещения;
– выделять дополнительные ресурсы для адекватной поддержки инициатив в светском воспитании и философском образовании.
Впервые необходимость подготовки Национальных программ развития гражданского образования стала обретать практические формы реализации после объявления 2005 года Европейским годом гражданственности через образование и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН Всемирной программы образования в области прав человека.
Образование, направленное на воспитание гражданственности, рассматривается международными организациями в качестве образовательной и воспитательной цели, критерия гарантии качества образования, инструмента социального согласия и процесса непрерывного изменения образования.
В Российской Федерации сформирован определённый опыт реализации программ гражданского образования, в частности:
– в нормативных правовых актах, определяющих государственную образовательную политику, сформулирована роль гражданского образования;
– имеются попытки концептуального оформления подходов к развитию данного направления в российских условиях (Концепции развития гражданского образования);
– в ряде случаев есть опыт успешной реализации программ и проектов развития гражданского образования в отдельных образовательных учреждениях, на уровне муниципалитетов и субъектов Российской Федерации;
– реализуются различные модели гражданского просвещения в образовательных учреждениях и педагогические инициативы в современной российской школе (Всероссийская олимпиада учащихся, Конкурс социальных проектов учащихся «Я – гражданин России», Межрегиональная школа гражданского образования и др.);
– наличие государственных и неправительственных организаций, содействующих реализации гражданского образования, в том числе в системе повышения квалификации работников образования; в той или иной мере эту работу ведут Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российский центр гражданского образования, Российский фонд правовых реформ, Клуб учителей «Доживём до понедельника», более 20 региональных центров и лабораторий гражданского образования;
– имеются разнообразные учебные пособия, дидактические материалы, учитывающие современные достижения педагогической науки в области гражданского образования;
– выходит периодика, поддерживающая гражданское образование («Граждановедение», «Основы государства и права», «Гражданская защита» и др.); в российском Интернете имеется множество сайтов, посвященных гражданскому просвещению;
– имеется опыт сотрудничества с международными организациями и зарубежными коллегами (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Британский Совет, Сивитас, DEEP, КультурКонтакт, Citizenship Foundation, Matra, SLO и др.);
– существуют профессиональные сообщества педагогов и учёных некоммерческих неправительственных организаций, занимающихся вопросами гражданского образования (Ассоциация «За гражданское образование», российский Центр гражданского образования, Молодёжный центр по правам человека, Российский Фонд правовых реформ, Фонд Парламентаризма, Общество «Знание» России, Московская школа прав человека, Институт проблем гражданского общества, Ассоциация демократических школ, Движение общественно активных школ и др.).
В то же время, несмотря на имеющийся опыт и ряд позитивных тенденций, в России всё ещё:
– не создан комплекс необходимых условий для организации эффективной системы гражданского образования, светского воспитания и просвещения населения;
– отсутствует система непрерывного гражданского образования взрослых;
– не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы непрерывного гражданского образования;
– не разработана общая концепция и стандарты гражданского образования и светского воспитания;
– отсутствует единство и единообразие в понимании ценностных оснований гражданского образования;
– образовательный процесс слабо ориентирован на получение обучающимися такого жизненного практического знания, которое помогало бы становлению человека в качестве сознательного и активного гражданина демократического общества.
III. Основные цели и задачи Программы
Цели Программы:
– создание концептуальной основы формирования системы и технологий гражданского образования и светского воспитания населения Российской Федерации;
– обеспечение теоретических (содержательных) предпосылок осуществления непрерывного, стабильного и целенаправленного процесса образования, самообразования, воспитания и самовоспитания свободных, ответственных, достойных и полноценных граждан страны.
Задачи Программы:
– разработка и развитие многоуровневой системы непрерывного (на протяжении всей жизни) гражданского образования и светского воспитания населения Российской Федерации, как условия эффективного решения задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, роста цивилизованности и культуры, укреплению демократического правового государства и гражданского общества, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации, формированию правосознания населения России на основе универсальных ценностей разума, патриотизма, нравственности, демократии, прав, обязанностей и свобод человека;
– содействие формированию научного (теоретического), нормативно-правового, организационно-методического, информационного и материально-финансового обеспечения системы гражданского образования и светского воспитания;
– обеспечение информационной и материально-финансовой поддержки гражданского образования и светского воспитания населения России посредством создания специализированных научных и учебно-просветительских общественных учреждений;
– содействие выполнению международных обязательств России, вытекающих из международных актов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, направленных на поддержку воспитания демократической гражданственности, образования в области прав и обязанностей человека.
IV. Сроки и этапы реализации Программы
Программа имеет следующие этапы реализации:
Первый этап:
– подготовка организационных основ реализации Программы;
– разработка нормативно-правовых, организационно-методических, информационных и материально-финансовых условий гражданского образования;
– изучение и обобщение лучшего зарубежного опыта гражданского воспитания и образования;
– стимулирование участия государственных и общественных институтов в реализации Программы;
– обращение к федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления с просьбами о рассмотрении и принятии соответствующих программ реализации и планов действий по гражданскому образованию и воспитанию на основе Национальной программы «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации»;
– определение базовых организаций, учреждений, обществ, осуществляющих апробацию технологий введения (внедрения) программы гражданского образования и светского воспитания в государственном и негосударственном секторе;
– развёртывание деятельности Федерального центра гражданского образования по координации деятельности привлечённых к реализации Программы учреждений, обществ и организаций, обеспечение их соответствующими методическими рекомендациями и материалами.
Второй этап:
– создание инфраструктуры (сети) непрерывного гражданского образования;
– апробация механизмов и технологий непрерывного гражданского образования и светского воспитания; их подготовка к введению в массовую практику;
– организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих, работников образования и социальной сферы по основным направлениям гражданского образования и светского воспитания;
– подбор, подготовка и издание научной, учебно-методической и вспомогательной литературы и её распространение;
– получение доступа на государственное телевидение; создание специализированного образовательного телеканала;
– создание Интернет-портала, посвященного гражданскому образованию и просвещению;
– создание системы мониторинга гражданского образования и его эффективности по регионам и в целом по стране;
– расширение ресурсного обеспечения Программы со стороны государства, за счёт спонсорской поддержки бизнеса и частных пожертвований;
– систематический анализ и экспертиза результатов гражданского образования и светского воспитания, внесение необходимых корректив в Программу в целях её дальнейшего совершенствования.
Третий этап:
– последовательное внедрение программ гражданского образования и светского воспитания в практику образовательных учреждений, институтов государства и общества;
– развитие и совершенствование механизмов учебно-методического и материально-ресурсного обеспечения системы гражданского образования и светского просвещения, обмен опытом с другими странами.
Четвёртый этап:
– распространение программ гражданского образования и светского воспитания на все социальные слои и возрастные группы населения Российской Федерации, придание ей постоянно действующего и всеобъемлющего характера;
– изучение опыта и распространение передовых форм гражданского образования и светского воспитания в различных регионах страны, оценка его результативности на основе показателей социальной статистики;
– дальнейшее совершенствование системы гражданского воспитания, образования и просвещения, её интеграция в системы гражданского образования и светского воспитания в других странах и регионах мира.
V. Система мероприятий Программы
Цели и задачи Программы реализуются системой мероприятий, направленных на распространение гражданских знаний среди всего населения России, развитие культуры демократической гражданственности и светского поведения, обеспечение конституционных принципов в области гражданского образования.
Мероприятия Программы реализуются по следующим направлениям:
1. Формирование концептуально-методологической базы гражданского образования и светского воспитания населения Российской Федерации, что предполагает:
– привлечение научных и общественных деятелей, ведущих философов, психологов, социологов, юристов и педагогов, учёных других специальностей к научно-теоретическому обоснованию и разработке проблем формирования демократической, гражданской и светской культуры, использование уже имеющихся достижений и научных трудов по данному вопросу, проведение при необходимости дополнительных научных исследований;
– разработка научно-методического обеспечения гражданского образования в стране, распространение знаний об основополагающих гражданских и светских ценностях мировой культуры применительно к особенностям российских культурно-исторических традиций;
– разработка проекта федеральной концепции государственной политики по распространению общеобязательного минимума гражданских знаний и основ светской культуры среди населения России.
2. Подготовка и создание научно-теоретических, организационно-методических и материально-финансовых оснований государственного участия в развитии системы гражданского образования:
– содействие в создании механизмов регулярного общественного обсуждения вопросов непрерывного гражданского образования в Российской Федерации среди специалистов, ведущих экспертов; представление на утверждение уполномоченным органам проектов, регламентирующих организацию и содержание системы гражданского образования;
– участие в работе государственно-общественных органов, координирующих вопросы развития гражданского образования на Федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
– участие в разработке единого государственного образовательного стандарта гражданского образования;
– помощь в организации взаимодействия федеральных министерств и ведомств с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и неправительственными организациями по вопросам содержательного и нормативно-методологического обеспечения системы гражданского образования;
– содействие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общей Государственной Программы и региональных подпрограмм (перечней, планов) развития гражданского образования;
– подготовка и внедрение совместно с соответствующими государственными учреждениями научно-теоретических и методических основ гражданского образования, разработка и апробация программ, учебников и учебных пособий, методик для всех уровней системы гражданского образования и светского воспитания;
– отработка моделей непрерывного гражданского образования, анализ и обобщение полученного опыта;
– участие в создании механизмов взаимодействия государственных органов воспитания, образования и просвещения с неправительственными и частными организациями, средствами массовой информации, представителями крупного, среднего и малого бизнеса, другими слоями населения в интересах развития гражданского образования и светского воспитания;
– создание общественных некоммерческих учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, педагогических, научных и других кадров, связанных с гражданским образованием и светским воспитанием;
– организация и проведение семинаров, конференций, конкурсов и других научно-общественных мероприятий по актуальным вопросам развития гражданского образования и светского воспитания.
3. Содействие государственным органам и учреждениям в планировании и осуществлении мероприятий в области гражданского образования и светского воспитания. В свете предлагаемой Программы имеется в виду, что государственные учреждения:
– разрабатывают и реализуют меры по обеспечению гражданского образования и светского воспитания в системе дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования;
– формируют типовые учебные программы, образовательные стандарты, их доработку с учётом включения в них знаний об общепризнанных светских ценностях и светской культуре и внедряют соответствующую информацию и темы в учебный процесс;
– организуют воспитательную и просветительскую работу с населением по месту жительства, а также с беспризорными, безнадзорными детьми и молодёжью;
– проводят информационные кампании по распространению гражданских знаний, общепризнанных духовных ценностей и основ светской культуры в государственных СМИ;
– создают системы центров координации и распространения гражданского образования в субъектах РФ, организуют их взаимодействия с региональными образовательными учреждениями и неправительственными организациями;
– обеспечивают государственную поддержку средств массовой информации, популяризирующих гражданские знания, общепризнанные духовные ценности и основы светской культуры;
– содействуют использованию результатов реализации Программы для улучшения работы всей системы государственных учреждений.
VI. Механизм реализации Программы
Организация управления Программой
Реализация Программы организуется и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Механизм реализации Программы основывается на широком привлечении к её воплощению в жизнь соответствующих государственных структур, а также общественных движений и объединений. В целях максимального привлечения общественности к участию в реализации Программы государственный заказчик формирует и организует работу следующих общественных органов:
Экспертный совет Программы
Экспертный совет Программы осуществляет разработку научно-теоретических и методологических основ Программы; оказывает консультационную помощь государственному заказчику Программы; осуществляет экспертизу технических заданий и результатов наиболее крупных проектов, оценку результатов Программы в целом; готовит предложения по изменению и уточнению планов реализации Программы и приоритетов в ходе её воплощения.
Общественный Совет Программы
Общественный совет Программы осуществляет общественную экспертизу процесса реализации Программы и результатов наиболее крупных проектов, а также обеспечивает участие неправительственных организаций в принятии решений и реализации проектов Программы.
Общественный совет Программы:
– обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств;
– обсуждает предложения по уточнению перечня мероприятий Программы и сроков их реализации.
VII. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать распространению общеобязательных гражданских знаний среди населения России, формированию у него светской культуры и демократического правосознания, повышению уровня цивилизованности, развитию менталитета и общественного сознания, становлению основ правового государства и институтов гражданского общества, обеспечению конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации.
Результатами Программы являются:
– выработка и проведение единой национальной политики в области гражданского образования в Российской Федерации;
– создание и организация стабильной работы системы непрерывного гражданского образования населения России, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у людей мировоззрения, основанного на научном знании светской государственности и гражданственности, гуманитарных ценностях, зрелом правосознании и культуре поведения;
– закрепление в содержании образования таких ценностей как разум, критическое мышление, нравственность, патриотизм, права и свободы человека, демократическое и гражданское участие в жизни общества, уважение к истории, культуре и созидательным традициям народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т. п.
– рост осведомлённости научно-образовательного сообщества о современных принципах и методах воспитания демократической гражданственности и светской культуры.
Общим результатом выполнения Программы должно стать обеспечение в Российской Федерации комплекса условий эффективного гражданского образования и светского воспитания, реализуемого общими усилиями российского общества и государства в интересах полного и всестороннего развития человеческой личности, её социализации, приобщения к демократическим традициям и общегуманистическим ценностям, формирование высокого уровня правовой, политической и светской культуры, распространение среди населения страны знаний о правах и обязанностях человека и гражданина. И как следствие этого – повышение жизнестойкости нации, устойчивое развитие Российской Федерации, формирование зрелого и здорового гражданского общества, укрепление основ демократического правового государства, улучшение геополитических позиций России в мировом сообществе.
© Проект «Национальная программа “Гражданское образование
и светское воспитание населения Российской федерации”»,
И. И. Кондрашин, В. А. Кувакин, 2009