Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 3 (60) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Июль – сентябрь 2011 № 3 (60)
НАУКА И РЕЛИГИЯ
От редакции. Публикуя эссе студента Казанского медицинского университета, мы руководствовались тем, что нашли в этом эссе феномен личного открытия молодым человеком принципиальной разницы между наукой и догмой, обнаружение неразрешимого конфликта между разумом и религиозной верой, когда речь идёт об оказании человеку медицинской помощи. Вопрос о совмещении в сознании человека науки и веры – один из сложнейших. Ему посвящено много научных исследований эволюционистов, психологов, неврологов, философов. Но при всей сложности вопроса очевидным является факт непримиримого противоречия между научным знанием и религиозной верой. Присутствие этих несовместимых феноменов в сознании человека свидетельствует как о возможностях его психики, так и о трудностях преодоления им стереотипов и традиций, которым в этом мире не соответствуют никакие реальности. И ещё одно замечание. Слово «должен» в заголовке статьи А. Зубринкина не совсем корректно. Свобода совести не теряет своих прав, если даже она раздирается противоречиями и запутывается в своём выборе. Вопрос о том, быть врачу атеистом или верующим – это дело личного выбора человека, но не врача в строгом и ситуативном смысле этого слова. В точном смысле человек как врач не может быть верующим, если вера вступает в конфликт с его профессиональными знаниями и умениями, хотя вне сферы своей врачебной практики этот человек – вопреки своим научным знаниям – может разделять те или иные религиозные воззрения 1. Такова реальная мировоззренческая коллизия, которой стараются не замечать люди, которые вполне алогично заполняют различные разделы своего сознания несовместимыми между собой идеями и ценностями. |
|
Алексей Зубринкин |
Должен ли врач |
В современном мире быстро развивающейся науки и техники всё больше люди задаются вопросом, действительно ли существует Бог. Но, несмотря на многие научные опровержения утверждений о его существовании,
Начнём с определения атеизма. Атеизм – отрицание веры в существование Бога или богов. А что мы знаем о Боге? В первую очередь то, что Бог – создатель, он создал всё сущее на Земле. И сразу сталкиваемся с противоречием: каждый врач знает, что создатель человека, как и других млекопитающих и вообще живых организмов, – это их непосредственные родители. Можно возразить, сказав, что под созданием всего сущего понимается создание самых первых организмов, животных, людей. А в дальнейшем эти организмы сами стали воспроизводить себе подобных. Но эта теория давно опровергнута учёными, такими как Ч. Дарвин, обосновавшим научную теорию эволюции, А. И. Опариным, создавшим теорию «первичного бульона» и многими другими.
Врач, верующий, что жизнь даёт Бог, – это, конечно, абсурд. Тогда можно сразу увольнять всех врачей, которые лечат бесплодие. Ведь на вопрос пациентки: «Доктор, почему я не могу забеременеть?», будет получен ответ: «Такова воля Божья». И лечить не надо. Тогда функция доктора говорить всем: молитесь и Бог поможет вам.
Да, в старину всё «лечили» молитвами, и лазареты и лечебницы располагались при храмах и церквях. Но на деле, даже те, кто считал, что «лечит молитвами», скажем, больного, который истекал кровью, не стояли и не просто читали молитвы. Ему как минимум перевязывали раны, а в большинстве случаев применяли лекарственные растения и настойки. Так что
Известно, что большая часть заболеваний вызвана микроорганизмами или простейшими. Здесь необходимо вернутся к точке зрения верующих, что жизнь на земле создал Бог. То есть микроорганизмы, вызывающие смертельные заболевания, например, возбудитель чумы – чумная палочка, создал тоже Бог. И в этой ситуации врач и Бог оказываются по разные стороны баррикад, врач пытается убить одно божье создание, чтоб спасти другое. И что в этом случае делать верующему врачу? Он как минимум должен быть в замешательстве, ведь любое его действие разгневает Бога, и врач попадёт в ад. Ведь он либо нарушит одну из заповедей «не убий», либо нарушит волю божью. По христианской вере, и волос не упадёт с головы без воли божьей. Здесь же Бог наказал грешника чумой, а врач спасёт его. Врач-атеист в этой ситуации воспользуется антибиотиками, уничтожит всех микробов и спасёт больного. Это, безусловно, доказывает, что врач должен поступить как атеист. Если же врач будет верить в Бога, он всегда должен чувствовать себя грешником, поступающим против воли Бога, так как по христианской вере все болезни – это наказания или испытания для людей. В доказательство приведу цитату из Евангелия,
До этого я приводил примеры из христианства, но многие скажут – а что с другими религиями? Возьмём ещё одну распространённую на территории нашего государства религию – ислам. Ислам поощряет лечение болезней, и порицает их запускание. Ограничение в вопросе лечения болезней касается только запретных методов, и употребление лекарств, сделанных из запретных для употребления в пищу элементов. «Лечитесь, о рабы Аллаха, воистину Аллах не создал никакой болезни, не создав для неё исцеления, кроме одной, это болезнь старости». Эта цитата из книги
Давайте рассмотрим ещё одно противоречие. Сейчас правительство России рассматривает вопрос об эвтаназии – пассивное или активное прекращение врачом жизни пациента во избежание его мучений. Это явно противоречит всем церковным догматам. Так же остро в противоречии с церковью стоит вопрос абортов. Безусловно, для церкви прерывание беременности и эвтаназия – это большие грехи. Но для некоторых пациентов, это единственный выход, это конец их мучений, или предотвращение будущих. Вот что говорит об этом А. И. Воробьёв, директор Гематологического центра РАМН в интервью журналу о православной жизни «Нескучный сад» в статье
Здесь я полностью соглашусь с Андреем Ивановичем. Ведь если ребёнок родится уродом, то и ему и его родителям это будет мучением на всю жизнь. Хотя, возможно, большая часть верующих будут считать это приемлемым. По христианству, рождение урода – это кара за грехи родителей. Но о каких грехах может идти речь, если даун может родиться в семье, независимо от того, грешники родители или глубоко верующие люди? Какая кара будет за аборт? Разумеется это ад, не только для родителей, но и для врача совершившего убийство. И опять получается, что врач не может быть верующим для осуществления данной врачебной операции (либо он внутренне отстраняется от своей веры, фактически перестает быть верующим).
Таким образом, врач, если только он интеллектуально честен, несомненно, должен быть атеистом, иначе нет смысла ему даже приступать к лечению. Ведь всё лечение – это, так или иначе, нарушение Божественных законов, заповедей и правил. Пусть за больного молятся родные, а врач должен руководствоваться человеческой этикой, разумом, наукой, накопленным медицинским опытом и опираться на достижения в области медицинской техники.
1 Тему о недопустимости влияния религиозных взглядов на врачебную деятельность хорошо раскрыла Т. И. Грекова. Наиболее показательны примеры Л. Пастера и В. Ф. Войно-Ясенецкого. Она пишет: «Но вернёмся к Пастеру. По признанию самого учёного, он отличался “слепой верой бретонской бабы”. В этом выражении явно звучит некоторая насмешка над самим собой. Из сферы своей научной деятельности он полностью исключал как религию, так и атеизм: “В этого рода вопросах не может быть речи ни о религии, ни о философии, ни об атеизме, ни о материализме, ни о какой-либо философской системе… Это исключительно вопрос фактов и точной аргументации”. Эти слова равнозначны утверждению о том, что научное мышление не может совмещаться с религиозной верой. Среди людей науки, которых можно назвать верующими, прежде всего хочу назвать имя знаменитого хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого, известного также под именем архиепископа Луки. Большинство врачей даже не подозревали о том, что автор знаменитых “Очерков гнойной хирургии” является не просто верующим, а священнослужителем, поскольку в медицинской литературе об этом не упоминалось, а “Журнал московской патриархии”, где периодически печатались его проповеди, был доступен лишь узкому кругу лиц» (конец цитаты Т. И. Грековой).
Настоящий учёный ни при каких обстоятельствах не привнесёт в науку религиозные представления, если таковые у него имеются. В противном случае, он перестанет быть учёным. А вот обратное – привнесение научных взглядов в религиозные представления – может произойти. Ещё цитата из той же статьи Т. И. Грековой:
Цит. по Т. И. Грекова, «О вере и неверии людей науки». «Медлайн.Ру» – Российский биомедицинский журнал, http://www.medline.ru/public/histm/medarticles/overe.phtml (См. так же на сайте «Разум или вера?», http://razumru.ru/atheism/science/grekova.htm) (Примеч. вед. сайт «Разум или вера?»).