ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)
ЮНЕСКО: К НОВОМУ ГУМАНИЗМУ
Убеждения эмпатичного гуманиста 1
Специально для журнала «Здравый смысл» Специально для журнала «Здравый смысл» Специально для журнала «Здравый смысл» |
То, что особенно занимает меня – это довольно уникальная черта гуманизма наших дней, воплощение его первого принципа: мы – citoyen du monde – то есть граждане мирового сообщества, члены рода человеческого независимо от пола, национальной, расовой или религиозной принадлежности, которые столь глубоко разделяли людей в прошлом.
Прежде всего, мы – планетарные существа, жители Земли и только потом мы американцы или русские, китайцы или африканцы, люди прошлого или сегодняшнего дня. Но мы не замкнуты в границах нашей планеты или солнечной системы, мы открываем галактическое пространство. Наша подлинная идентичность универсальна, мы не сводимся к определениям прошлых измов: христиане, евреи, мусульмане, неверующие или верующие… Скорее всего мы определяемся нашей человечностью, обладание которой предписывает нам разделять общий набор обязательств по отношению к планетарному сообществу, – именно ввиду того, что каждый из нас есть его неотъемлемая часть. Наша человечность (она человеческая и как таковая не мужская и не женская) и есть то, что составляет нашу сущностную характеристику. Человечность заключает в себе возможность реализовать высокие потенциалы, которыми обладаем не только мы, но и все мужчины и женщины прошлого, настоящего и будущего.
Что примечательно в роде человеческом – это его самоопределение и самодетерминация. Наша сущность не ограничивается фиксированной человеческой природой, поэтому у нас есть возможность всякий раз определять себя заново. И мы делаем это вновь и вновь в каждый исторический период, используя наши знания и изобретения. У нас есть свобода входить в мир и изменять его. Лучше всего мы детерминируемся нашей креативностью, которая обретает новые измерения в каждом возрасте или культуре – египетской, восточной или европейской, североамериканской или южноамериканской… Она проявляется в любом виде нашей деятельности – в живописи или поэзии, архитектуре или строительстве, науке или философии, во всём том, что будет иметь место в той цивилизации будущего, которая рождается на наших глазах.
Ключом к пониманию того, кем мы является и каково наше будущее в качестве индивидов, сообществ и культуры, – это наша не фиксированность или не ведомость тайной рукой
Условия человеческого существования зависят от того, удаётся ли нам определить – независимо от общества или времени, в котором мы живём, – что мы можем и чего не можем добиться, от понимания того, что будущее не предопределено, но отчасти зависит от того, насколько мы решительны и упорны в том, что мы делаем, от того, какой выбор мы делаем, каковы наши неудачи и успехи и какова наша готовность к изменениям в свете изменяющихся обстоятельств. Наше будущее как людей в значительной степени зависит от знаний, на которые мы можем опираться. Однако это зависит и от того, насколько прочными являются наша добрая воля и позитивность наших убеждений. Это означает, что вопреки трудностям и невзгодам, мы сохраняем убеждённость в способности созидать лучшую жизнь – для нас самих, для тех, кого мы любим и кем восхищаемся, для наших соседей и для всего многообразия сообществ, в которых мы живём.
В этом состоит вера реконструктивного светского гуманиста,
(Перевод с английского В. А. Кувакина.)
1 Эмпатия (от англ. empathy – сочувствие, сопереживание) – умение и готовность поставить себя на место другого, эмоционально и интеллектуально в той или иной мере быть в его внутреннем мире. Эмпатия – это и когнитивная осведомлённость и понимание эмоций, чувств, переживаний, состояний и жизненных обстоятельств другого человека (примеч. ред.).