Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 4 (61) – 2012, № 1 (62)
Сайт «Разум или вера?», 12.06.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/61_62/s_simonova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)

ЭТИКУ – В ШКОЛУ!

 

С. В. Симонова,
учительница ЦО № 1420
ЮВАО г. Москвы

 

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ
У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

Нравственное воспитание ребёнка – одна из самых важных задач начальной школы, решение которой невозможно без системы организации нравственного воспитания школьника. В нашем Центре Образования действует экспериментальная площадка «Нравственное образование». В начальной школе мы ведём курс «Азбука нравственности». Я, как и мои коллеги, работаю по книге для чтения «Азбука нравственности». Её составители Э. П. Козлов (руководитель работы), Д. Ю. Михайлов и другие. Свои задачи я вижу в том, чтобы раскрыть нравственный потенциал каждого ребёнка, помочь проявиться его индивидуальности, обрести толерантность к окружающим людям и устойчивость к негативным социальным воздействиям. Здесь стоит подчеркнуть, что не нужно стремиться к изоляции детей. Важнее привить им иммунитет ко всему негативному, что окружает их в семье, во дворах, на улице… Задача учителя – умелым этическим обучением и воспитанием научить ребёнка во всеоружии, спокойно и твёрдо противостоять различным формам безнравственности. Этому, в частности, помогают практикумы с элементами тренинга «Умей сказать “Нет!”», «Как принять правильное решение», «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Считаю, что при этом необходимо осторожно и уважительно вносить определённые коррективы в духовный мир ребёнка, сохранять уникальность и неповторимость его личности, научить его использовать свои положительные качества для самовоспитания и совершенствования морального поведения. Необходимо всячески избегать морального давления на ребёнка. Я стараюсь «раскрывать» позитивные ресурсы детей, высвободить их творческую энергию, «разбудить» потребность познания и нравственного освоения мира. А это и есть духовность.

Развивая в ребёнке духовность как совокупность его лучших черт характера, нельзя забывать и о воспитании в нём потребности жить и действовать для других, об эмпатическом и душевном отношении к людям, когда это необходимо и когда этого требует ситуация. Доброе, сочувственное, осмысленное отношение человека к окружающему его миру, забота и вниманием к людям, своему делу и добрым делам других – всё это должно стать содержанием нравственного сознания детей, нормой их поведения.

Я постоянно работаю в поисковом режиме, использую различные образовательные технологии. В культурно-нравственном воспитании очень важно взаимодействие учителя с семьёй. Основу взаимодействия учителя и семьи вижу в том, что обе стороны заинтересованы в понимании ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В общении с родителями я использую следующие принципы: взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и толерантность по отношению друг к другу. Это помогает мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для помощи ребёнку в формировании им тех качеств и свойств, которые необходимы ему для самоопределения и самореализации.

Диалог – это основная форма общения с родителями на родительских собраниях, на которых я провожу дискуссии на тему «Знаете ли вы своего ребёнка?», «О доброте и отзывчивости», «Общение взрослых и детей в семье». В работе с детьми по формированию нравственности я использую такие методы как метод активации мотивов школьника по развитию и обогащению им своего сознания, метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, метод стимулирования поведения и деятельности. Метод формирования активности сознания личности – это способ побудить школьника осмыслить свои убеждения, осознать их, что служит ступенькой к выработке им самосознания. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников. Здесь я использую чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов, этические беседы, разъяснения. Я предлагаю детям ситуации, когда ученик должен понять и оценить поведение того или иного персонажа (В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово»), объяснить причины неправильных с его точки зрения поступков героя (В. Драгунский «Англичанин Павля»), посочувствовать, сопереживать оступившемуся герою или оправдать его (Н. Носов «Огурцы»). Например, читаем рассказ М. Пришвина «Берёзовый сок»: «Вот теперь больше не нужно резать берёзку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают – значит, и сок есть в берёзе, тонет нога в земле, как в снегу – есть сок в берёзе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы – есть сок в берёзе…» После чтения отрывка учащихся можно спросить, по каким признакам определяется начало сокодвижения в берёзе? Как это сделать, не повредив дерево?

Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и берёзовая роща, тайга и степь – все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь всё это – значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы – одна из важных задач сегодняшнего дня в сохранении и приумножения природных богатств. Пропаганда экологических знаний становится неотъемлемой частью общей системы морального обучения в школе.

Широко использую в своей работе пословицы. Мы читаем пословицы, которые отражают обязательные составляющие любой формы общения – приветствия и благодарности: «Важен не обед, а привет», «Не мудрён привет, а сердце покоряет», «Где слова привета, там улыбка для ответа». Пословицы содержат открытый, ненавязчивый ответ, исполнение которого обеспечит успех в общении: «Ласковое слово, что весенний день», «От доброго слова язык не усохнет». При работе с пословицами я использую следующие приёмы и упражнения:

- подбор пословиц к произведению;

- придумывание ситуации к пословице;

- сочинение по пословице («Согласны ли вы с пословицей»);

- объединение пословиц в группы;

- сочинение сказки, финал которой – слова пословицы.

В этом учебном году я начала работать с первоклассниками и с помощью таких парных этических категорий, как «добро и зло», «хорошо и плохо», «можно и нельзя», помогаю детям формировать у них своё понимание основ нравственности. Это чаще всего удобно сделать с помощью народных сказок, в том числе и о животных.

Эти сказки помогают детям понять:

- как дружба помогает победить зло (сказка «Зимовье зверей»);

- как добрые и миролюбивые побеждают злых и недобрых (сказка «Волк и семеро козлят»);

- что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

Работая и с пословицами, и с поговорками, загадками, сказками, использую работу в группах, в парах. Во-первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный непринужденный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями, именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости. При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества. В-четвёртых, ребёнок учится оценивать свою работу и работу своих сверстников.

Проектно-исследовательская деятельность присутствует в процессе обучения и воспитания уже в первом классе. В этом году мои первоклассники вместе с родителями создавали проект «Весёлая математика». Сколько труда, фантазии вложили родители и дети, создавая вместе макеты цифр. Эта работа сблизила детей и родителей в семье. Работая над проектом, дети знакомились, общались, узнавали друг друга, помогали друг другу. В итоге они сплотились. Начал создаваться детский коллектив. Формирование коллектива началось именно с общего дела – работы над проектом «Весёлая математика». Цель проекта – создание игры «Весёлая математика». Игра необходима первокласснику. Именно в игре ему легче всего раскрыться, начать общаться. Дети готовили макеты цифр из различных материалов: цветная бумага, картон, природный материал, нитки.

На втором этапе подбирали литературный материал к цифрам – загадки, пословицы, поговорки.

Третий этап – презентация работы в классе.

Уроки-игры, уроки-сказки помогают донести материал до сознания детей. Эти уроки доступнее, нагляднее, они позволяют сделать занятия детей интересными, порождают много любознательности и увлечённости.

В этом учебном году мои первоклассники работали над проектами экологической направленности.

Алёшина Анастасия наблюдала за первым снегом, Агавердиева Юлия и Арифулина Карина наблюдали за замерзанием Кузьминского пруда. Девочки проводили наблюдения за сезонными изменениями в природе, знакомились с природой Москвы.

В заключение хочется отметить, что нравственное воспитание присутствует на каждом уроке и в каждом мероприятии. Нравственное воспитание непрерывно, не всегда происходит явно, иногда исподволь.

Я нахожусь в постоянном поиске, стараюсь сделать всё возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной жизнью. Надеюсь, что мои первоклассники вырастут высоконравственными и образованными людьми.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика