Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество
Сайт «Разум или вера?», март 2003, http://razumru.ru/humanism/givishvili/32.htm
 

Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Глава VII. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ГУМАНИЗМА

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

§ 32. Что такое право и права человека?

▪ Обычай и закон.
▪ Возникновение права.
▪ Правовые системы.

Во время пребывания на острове Робинзону не было нужды помнить о каких-то там законах. Оторванный от цивилизации, он знал один закон – собственное желание. Даже когда в его жизни появился Пятница, он продолжал руководствоваться только собственными интересами. Однако следует отдать ему должное, он не злоупотреблял своим положением повелителя, ибо отличался скорее кротким, чем деспотичным нравом. Стало быть, он, вероятно, был бы неважным монархом. Настоящий («крутой») правитель твердо знает одно: уж коли ты «наверху», изволь править, да так, чтобы никто из подданных не заподозрил тебя в мягкотелости.

Таково требование корпоративной 41 солидарности, которое издавна установили «верхи» в пирамиде сословного неравенства. Ведь её архитекторы понимали, что если не держать низы в узде, пирамида рассыплется. Либо останется существовать, но верхи в ней поменяются местами с низами. При этом чтобы держать последних в повиновении никаких особых, а тем более, писаных законов не требовалось. Первобытный коммунизм, например, прекрасно обходился без них. Их роль исполняли обычаи. Кстати говоря, относились к ним весьма и весьма ответственно. Нарушение многих из них каралось смертью. И традиционные цивилизации также старались не обременять себя законами.

Разве подданным Николая I или крепостным Салтычихи следовало знать об их существовании? Первым это было ни к чему, вторым и подавно. Поскольку их взаимные отношения регулировали обычай и господская воля. Ничто не должно было препятствовать ей или ограничивать её, сколь бы она ни была сумасбродной или даже дикой. Поэтому традиционные цивилизации, как правило, очень неохотно принимали законы. Ведь последние, в отличие от обычаев, уже нельзя было трактовать как угодно и в зависимости от обстоятельств.

Смысл законов состоял в том, что они должны были быть обязательны для всех членов общества; все должны быть равно ответственными перед ними. Но, как сказала бы Салтычиха: «Что есть чистое стеснение, неудобное и вредное покушение на своеволие. А коли так, то зачем они нужны? Но раз уж, приняли, то пусть они будут писаны не нам, а холопам. Мы же найдем пути, чтобы обходить их. Благо, дело наше правое – власть в наших руках».

Каждый человек если не умом, то подсознательно признает неестественность неравенства между людьми. Но одни мирятся со сложившимся положением вещей, уповая на милость и покровительство вышестоящих сил. Другие, надеясь на самих себя, связывают справедливость с личной свободой и независимостью. В земледельческом обществе реальная свобода немыслима без хозяйственной самостоятельности. Вот почему все попытки обрести независимость в условиях цивилизации связывались с узаконением имущественных отношений.

Первый известный истории свод законов был составлен вавилонским царем Хаммурапи почти 3800 лет назад. Законы были высечены на черной базальтовой стеле, чтобы, как было сказано, каждый угнетенный человек мог, ознакомившись с ними, добиваться справедливости через суд. Так вот, из 282 статей свода 185 регулировали имущественные права и обязанности. А некоторые статьи даже допускали существование частной собственности. Однако пустить ей корни на Востоке не дали.

Гораздо большую настойчивость в стремлении к независимости проявили греки. Кроме того, они распространили принцип равенства прав на всех соплеменников независимо от их родовой и сословной принадлежности. Обязанность блюсти этот порядок они возложили на богиню Дике, что собственно, и значит «Справедливость». Их первые сборники законов представляли собой запись ранее существовавших и даже устаревших обычаев и норм. Но уже сам факт их письменной фиксации являлся первым актом, ограничивавшим самоуправство влиятельных семей и родов. А далее, шаг за шагом развивая и совершенствуя понятие о правах и законах, они сложили фундамент, на котором римские юристы возвели первый храм правосудия – юридическую науку и римское право.

Интересна история возникновения знаменитых Законов XII таблиц. В ранний период римской истории при судебных тяжбах с плебеями, патриции, пользуясь отсутствием писаных законов, толковали существовавшие обычаи и нормы, как правило, в свою пользу. Возмущенные плебеи потребовали пресечь произвол знати. Последние вынуждены были согласиться. Была избрана комиссия из десяти человек (децимвров). Она была направлена в Афины для изучения законов Солона. По возвращении комиссии в Рим и были созданы Законы, которые позже послужили точкой отсчета для Кодекса Юстиниана и Гражданского кодекса Наполеона. Некоторые положения этих законов были учтены и при разработке нашей Конституции. Что подтверждает её статья 15.4, в которой говорится: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

Юристы толкуют право двояко. С одной стороны, правом называют систему узаконенных государством обязательных норм и правил взаимоотношения людей в обществе. Здесь имеются в виду основные принципы и положение, которые определяют форму правления и характер государственного устройства. Им может быть президентская или парламентская республика, конституционная монархия и т. д. С другой стороны, право – это охраняемые законом свободы или возможности совершать те или иные действия. Здесь акцент делается на гарантированных государством правах граждан на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова и т. д. 42

Существующие в настоящее время правовые системы государств мира объединяют в несколько групп. Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы Италии, Германии, Франции, России и некоторых других европейских стран. Она сформировалась на основе римского права – самой развитой правовой системы древности. В англоязычных странах (Англия, США, Австралия, Канада и ряд стран Африки и Азии) действует так называемое общее право. Оно представляет собой синтез римского и местного (старинного) английского права.

Правовые системы мусульманских стран пронизаны религиозным духом ислама. Как правило, все они чрезвычайно консервативны. Они с трудом воспринимают идеи и положения, касающиеся тех прав и свобод, которые на Западе признаны естественными и неотчуждаемыми. Например, мусульманское законодательство не признает равенства между мужчиной и женщиной, права на свободу убеждений и вероисповедания и т. д.

В древнем Китае долгое время конкурировали две точки зрения. Выразители первой – легисты (т. е. законники) утверждали, что государство не может существовать без законов. Другие полагали, что писаные законы мешают власти осуществлять свое неограниченное право править по своему разумению. В конце концов, победило последнее мнение. Его самым ярким выразителем был Конфуций.

Будучи сторонником аристократии, он считал, что «правитель – ветер, подданные – трава; куда ветер подул, туда и трава клонится». Следовательно, воле правителя ничто не должно прекословить. Аристократия может жить согласно обычаям. А простолюдины должны довольствоваться тем, что им велят свыше. Всякие же их попытки самостоятельно размышлять о «высоких вещах» (например, о свободе), следует расценивать как преступление. Эти, по сути, противоправные взгляды господствовали в Китае более двух тысяч лет. И только в начале XX века под влиянием западной политической мысли дело там сдвинулось с мертвой точки. Право стало восприниматься как ключевой, важнейший элемент существования современного государства.

Архаично-религиозные представления о праве сложились в Индии между II в. до н. э. и III в. н. э. в виде Законов Ману, Нарада и Яджнавалкья. Они определяли уклад жизни индийцев вплоть до XVIII века. Положение изменилось в годы колониального господства Англии. С тех пор право в Индии все больше сближается с западной теорией и практикой права.

Тенденция дрейфа восточных правовых систем в сторону западного (романо-германского и общего) права преобладает нынче во всем мире. Она начинает проявляться в наименее ортодоксальных странах ислама – Турции, Египте, Иордании, Сирии. В свою очередь и западные правовые системы постоянно совершенствуются. Что же принуждает их к этому? Идеи и идеалы гуманизма. Признание тезиса о том, что человек и его разум составляют высшую ценность.

Этот тезис впервые прозвучал в устах античных философов-гуманистов Гераклита и Протагора, Цицерона и Сенеки. Христианство оспорило его и провозгласило приоритет бога и религиозной веры в делах человеческих. И только эпоха Возрождения положила начало модернизации коллективного сознания и восстановлению авторитета разума. Способствовал этому ренессансу Г. Гроций и Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и Вольтер. Французская Декларация прав человека и гражданина и Американская Декларация независимости породили понятия конституции, гражданина и гражданского общества.

В традиционных цивилизациях государство контролировало абсолютно все сферы жизни человека. Светская власть держала «под колпаком» политическую, экономическую и социальную стороны бытия. Недреманное око духовенства осуществляло жесткий идеологический прессинг. У человека, по сути, не осталось ни одной степени свободы.

Только гуманизму с помощью демократии и частной собственности удалось ввести человека в область социальной свободы и породить феномены гражданского общества и правового государства, а также систему справедливых отношений между гражданином, обществом и государством.

Гражданское общество защищает человека от тотального давления на него со стороны государства. Впервые со времени возникновения цивилизации человек обрел право на собственную жизнь – он стал гражданином.

Обретение статуса 43 гражданина дало ему неслыханные прежде политические, экономические и социальные права и ответственность. В том числе право определять границы вмешательства государства в личную жизнь граждан, а также законы, по которым существуют государство и гражданское общество. Теперь уже сами законы выступают гарантом справедливых общественных отношений, гарантом прав граждан на личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, а также защитником их чести и доброго имени, свободы мысли, слова, совести и вероисповедания.

Разумеется, далеко не все принципы гуманизма и гражданского общества на практике реализуются так, как они того заслуживают. Слишком велики завалы прошлого, которые приходится разгребать и преодолевать. Слишком сильны традиции консервативного коллективного сознания. Но время работает на гуманизм, т. е. на человека.

Темы для обсуждения

1. Чем отличается обычай от закона?

2. Какую роль сыграло Римское право в становлении правовых систем современности?

3. Как влияет гуманизм на правовые отношения людей?


41 Корпоративный – узкогрупповой, замкнутый пределами обособленного объединения лиц, связанных общими интересами – сословными, профессиональными и т. д.

42 О праве часто говорят как о возможности, не зафиксированной в законах, о праве, например, иметь собственную точку зрения, или держать домашних животных.

43 Статус – правовое положение, состояние.

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

 

Яндекс.Метрика