Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество |
Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Глава II. КАК МЫ ДУМАЛИ И ЧУВСТВОВАЛИ СООБЩА
<< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >> |
§ 7. Как духи перевоплощались в богов
▪ Культура в широком и узком смысле.
▪ Суть религии.
▪ Роль религии в становлении цивилизаций.
Ученые определяют возраст общей праматери рода Homo в
Стоит, пожалуй, еще раз напомнить, что культура в широком смысле есть все то, что когда-либо было выдумано, изобретено и сотворено человеком: от самых наивных сказок до персонального компьютера.
Тем не менее, как у Пятницы с Робинзоном, так и у современного человека индивидуальное сознание в целом одинаково успешно справлялось и продолжает справляться со своими обязанностями. Почему и можно предполагать, что время не властно над ним. Если что и изменилось в нашей голове за последние века, так это коллективное сознание.
Из-за чего и как это произошло?
Так, например, к великому разочарованию земледельца обнаружилось, что колдуну очень редко удается вызвать дождь как раз
тогда, когда стоит засуха, или разогнать тучи именно тогда, когда потоп уничтожает посевы, губит людей и скот. Если
охотнику непогода не
Отныне следовало униженно вымаливать у них снисхождения и милости. Посредником между земледельцем и духами уже выступал жрец, оттеснивший колдуна. Жрец должен был уметь не столько требовать, сколько выпрашивать, уговаривать, торговаться с потусторонними силами. Да и сами эти последние стали выстраиваться по ранжиру – по «чинам» и по степени значимости и могущества (как в армии). Самые главные среди них стали зваться богами. Последние возвысились над божками, демонами, покровителями домашнего очага, скота и т. д.
Далее, охотничья среда состояла, как правило, из нескольких десятков человек. Численность взрослых мужчин – добытчиков среди них едва переваливала за один десяток. К тому же все они состояли в кровном или ближайшем родстве друг с другом. То есть все они могли чувствовать себя более или менее на равных. И, к примеру, при возникновении недоразумений между ними, споры чаще всего удавалось разрешать собственными силами.
А в городах, даже самых первых, которые, в сущности, были еще не столько городами (по современным понятиям), сколько большими деревнями, проживали уже сотни и даже тысячи поселян. И далеко не все они состояли между собой в родственных или близких отношениях. Поэтому неизбежно и часто возникавшие между ними трения должны были улаживать уже особо авторитетные и беспристрастные посредники. И защиту поселений от алчных соседей тоже следовало доверять особо искусным и удачливым воинам. Так роль одних индивидов стала возрастать, других – падать. Пирамида неравенства стала расти. Как среди духов, так и среди людей.
Обе эти пирамиды поддерживали друг друга к взаимному интересу. Боги своим авторитетом как бы узаконивали власть одних смертных над другими. Смертные властители демонстрировали свою покорность небесным владыкам. Тем самым они подавали пример покорности своим подданным. В выгоде оказывались как служители богов, так и окружение властителей.
Как известно, Робинзон спас Пятницу от участи оказаться в желудках своих врагов. А таковыми в эпоху первобытного коммунизма были все, кто «не с нами» – близкие и дальние соседи. То есть на одного «нашего» сородича приходилась уйма «не наших» чужаков. Жалости и снисхождения от них ожидать, естественно, не приходилось, как в том легко мог убедиться Пятница. Иначе говоря, человеческая жизнь в те времена не ставилась ни в грош. А посему и первые боги человечества были весьма и весьма кровожадными созданиями.
Особенно прославился любовью к человеческой (младенческой) плоти финикийский бог Молох. Но и его превзошли в этой порочной страсти ацтекские боги Тецкатлипока и Уитцилопочтли. Эти последние были так охочи до человеческих жертвоприношений, что ацтеки угождали им особым способом. Они заключали с некоторыми соседями специальные договоры о периодическом возобновлении войны. Ее цель бывала одна – захват пленных, которых приносили в жертву своим кумирам. Сходные обычаи существовали и у древних германцев и кельтов времен Цезаря. Уж на что были не сентиментальны древние римляне, но и они были поражены «ужасной бесчеловечностью» друидических (кельтских) богов.
В «Повести временных лет» про древних жителей Киева говорилось, что они приводили к изображениям богов, поставленных на холме, «сыны своя и дчери и жряху бесом» – т. е. приносили первых в жертву последним. А после успешного похода князя Владимира на ятвягов в Киеве было решено по старинному обычаю принести богам человеческую жертву, выбрав ее по жребию.
Боги других народов довольствовались лицезрением обычаев изуверского самоистязания верующих. В иных случаях они удовлетворялись приношениями в жертву домашнего скота, птиц, а в Китае даже изображениями вещей, вырезанных из бумаги. Одним словом, фантазии коллективного сознания отнюдь не истощились после того, как оно переключилось с демократических духов на царственных богов. Последние, в отличие от первых, познали вкус владения имуществом. Первобытный охотник был как голь перекатная. Не удивительно, что и выдуманные им духи роскошью не блистали. (Может потому и не имели они ясно очерченного облика, что стеснялись своей нищеты?)
А боги как раз и есть те духи, которые смогли «выбиться в люди», т. е. обзавелись кое-каким добром, отпущенным им от щедрот человеческих. При содействии жрецов, разумеется!
Ясно, что эти последние были кровно заинтересованы в том, чтобы представления о богах крепко засели в головах смертных. Так что старались они вовсю. Тем не менее, цель была достигнута не раньше, чем сменилось много десятков поколений земледельцев. Ибо привыкание к мысли о том, что миром правят не колдуны – командующие духами, а боги собственной персоной, происходило по «сантиметру в столетие»: неотвратимо, но медленно.
На Востоке говорят: хоть 1000 раз скажи «халва», во рту слаще не станет. Психологи утверждают, что станет, если
произнести это слово в
При всем том у каждого народа складывалось свое собственное мнение о богах.
У индоевропейцев, например, главенство в божественной иерархии было признано за богом громовержцем. Им были: Зевс – у греков, Индра – у индийцев, Юпитер – у римлян, Перун – у славян, Тор – у скандинавов. Иногда им бывал бог бури и вихря, как германский Один. У древних семитов – вавилонян, ассирийцев, финикийцев верховными божествами становились небесные покровители определенных территорий – городов, областей, регионов. У китайцев в качестве верховного существа – Тянь – выступало абстрактное Небо. Впрочем, боги стихий, как правило, удостаивались чести быть и национальными богами. Так что первоначальные религии часто называют религиями стихий или национальными религиями.
Поглощенный заботами о хлебе насущном, Робинзон Крузо почти не размышлял о «высоких материях». Полагаясь прежде всего на свой рассудок и лишь отчасти на удачу, он ни единожды не воззвал к небесам за помощью. Всего лишь раз он решил, будто чудо оказало ему милость. Это когда в его дворике заколосилось несколько стебельков ячменя и риса. Но и это единственное чудо объяснилось очень просто. Колосья проросли из зерен, которые несколькими неделями ранее он же и вытряхнул из мешка, в котором они хранились.
Робинзону было некогда и незачем помнить о существовании бога, молиться и выпрашивать те или иные подачки. Он и сам превосходно мог постоять за себя, когда ему не мешали люди и обстоятельства. Хотя, ясное дело, воспитывался он, как и все его соотечественники того времени, вполне в духе религиозности и богобоязненности. Но, не общаясь с людьми, он не чувствовал потребности общаться и с богом. Что и подтверждает тот факт, что религиозное чувство – плод коллективного, а не индивидуального сознания, т. е. оно есть средство общения между людьми.
Притом людьми, живущими в уже или почти цивилизованных условиях. В сказаниях всех народов Земли четко прослеживается одна общая закономерность. Чем архаичнее культура народа, чем ближе она к первобытно-охотничьей, тем реже встречаются в ней упоминания о богах, о богобоязненности и богопочитании.
Темы для обсуждения
1. Когда и в связи с чем возникли религии?
2. Чем религия отличается от магии?
3. Почему в человеческом обществе возникло социальное неравенство?
<< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >> |