Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 2 (47) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2008 № 2 (47)
ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
Достойная жизнь
КОДЕКС РЕКОМЕНДАЦИЙ,
СОДЕЙСТВУЮЩИХ ДОСТОЙНОЙ, БЛАГОПОЛУЧНОЙ
И СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
На протяжении всей своей истории человечество вырабатывало правила морального поведения человека. Несмотря на значительные национальные, культурные и религиозные различия, человеческие сообщества приходили к сходным предписаниям достойного поведения. В настоящей статье предлагается кодекс рекомендаций, содействующих, по моему мнению, достойной, благополучной и счастливой жизни человека. Они сложились в результате изучения документов, содержащих заповеди, заветы, запреты, декларации и другие предписания, касающиеся поведения человека в обществе.
Как известно, предписания Ветхого завета претерпели определённую эволюцию и предстали в несколько ином виде в более поздних документах – Евангелиях, Коране и даже Моральном кодексе строителя коммунизма (1961 г.). Так, часть заветов Иисуса Христа повторяет заветы Ветхого завета, но другие заветы становятся более гуманными, провозглашающими любовь к ближнему и даже фактически – ко всем людям. Предписание Ветхого завета «око за око, зуб за зуб» отсутствует в Евангелии, вместо него Иисус Христос учит: «Не противься злому». Инструментами воздействия начинают служить не только «кнут» – наказание Божье, но и «пряник» – вечная жизнь в царствии небесном.
Анализ предписаний, содержащихся в указанных документах, показывает, что многие из них сохранили по существу свою актуальность, хотя и должны быть слегка переформулированы с учётом современных представлений. Другие правила неприемлемы для современного состояния нравственного развития человечества. Возникли также новые обстоятельства жизни, требующие новых положений. Таким образом, имеется определённая необходимость пересматривать доставшиеся нам в наследство предписания и формулировать их в обновлённом и расширенном виде. Потребность в модернизации моральных норм стала особенно очевидной в XX веке, отмеченном многими изменениями во всех областях жизни людей. Одной из реакций на эту необходимость явилась провозглашённая Генеральной ассамблеей ООН в середине XX в. «Всеобщая декларация прав человека», отразившая повышение роли личности в жизни общества. Она утверждает определённые права каждого индивида, однако почти ничего не говорит о его долге по отношению к обществу. Как представляется, маятник качнулся в другую сторону – от обязательств и запретов, которые преобладали в традиционных моральных кодах, к правам и требованиям, предъявляемым человеком к обществу.
Международное гуманистическое движение приняло в XX в. несколько документов: «Гуманистический манифест I» (1933); «Гуманистический манифест II» (1973); «Декларация светского гуманизма» (1980); «Декларация взаимной зависимости» (1988); «Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму» (2000). С учётом современных реалий в них провозглашено верховенство общечеловеческих нравственных норм, а главной гуманистической ценностью – достоинство личности, свобода которой согласована с ответственностью перед обществом. Констатировано реальное существование взаимной зависимости и взаимных обязательств между человеком и обществом. Признана необходимость достижения глобального этического консенсуса. Идея необходимости глобального декларирования не только прав, но и ответственности человека нашла также отражение в ряде проектов планетарного масштаба. В 1997 г. Международный совет взаимодействия представил на обсуждение мировой общественности проект Всеобщей декларации обязанностей человека. Проекты деклараций обязанностей человека разработаны также группой «Землянин» Санкт-Петербургского союза учёных, И. И. Кондрашиным, Ю. Пантелеевым и другими. Однако до настоящего времени ни один из этих проектов не был официально принят международными организациями.
В 2006 г. X Всемирный русский народный собор принял «Декларацию о правах и достоинстве человека», в которой говорится: «Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств». И далее: «Мы стремимся к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей».
Пол Куртц в статье «Нравственность естественна» («Здравый смысл», 2007, № 4 (45),
Необходимость достижения мирового этического консенсуса была также признана в беседе проф. С. П. Капицы, акад. В. С. Стёпина и митрополита Смоленского и
Калининского Кирилла (19.01.2008, передача «Очевидное – невероятное»,
С учётом указанных мнений о необходимости глобального этического консенсуса и готовности разных общественных групп к диалогу с людьми разных убеждений, предлагаю к рассмотрению рекомендации в отношении личного и общественного поведения современного человека. Они базируются на указанных выше документах и представлении о том, что религиозные предписания имеют в своей основе многовековой опыт человечества в области межличностных и социальных отношений. Религиозные предписания основаны прежде всего на страхе перед Богом, страхе наказания в аду и обещании вознаграждения в виде загробной райской жизни. Данные же рекомендации предполагают осознанный выбор человеком достойного образа жизни и поведения, которые, как представляется, в долгосрочной перспективе и с наибольшей вероятностью обеспечивают его счастье и благополучие, а также содействуют благополучию окружающих.
Таким образом, предлагается кодекс общечеловеческих рекомендаций в отношении мудрого и достойного поведения человека, гармонирующего с законами природы и общества.
Разумеется, жизнь каждого человека столь богата и разнообразна, что её едва ли можно и нужно ограничивать конечным набором
Надеюсь, что читатели, которые считают высоко значимой необходимость выработки кодекса жизненных рекомендаций, адресованного каждому человеку Земли, внесут свои предложения по совершенствованию его текста и выскажут своё мнение о путях и перспективах его принятия глобальным сообществом людей.
Живи и действуй в гармонии с природой своего организма. Веди здоровый образ жизни. Заботься о своём здоровье. Ограничивай своё потребление разумными пределами. Избегай дезинформации и ненужной информации и воздействия факторов, вызывающих физическую и/или психическую зависимость.
Живи и действуй в согласии со своей совестью и системой ценностей, в которой на первом месте стоит здоровье и благополучие человека, общества, сохранение живой и неживой природы. Совесть – основа самоконтроля и системы самоуправления; при регулярном обращении к ней роль внешнего контроля и управления поведением человека минимизируется и стремится к нулю. Совесть – наилучшая защита от неблагоприятного морально-психологического воздействия на твоё поведение.
Стремись к нравственному здоровью, его сохранению и укреплению. Старайся находить время и место, чтобы ежедневно побыть наедине с собой, со своими разумом и совестью. Анализируй собственное поведение и образ жизни. Старайся избавиться от своих недостойных побуждений, а в случае совершения недостойных поступков найти в себе силы признаться себе в этом и раскаяться перед самим собой. В трудных ситуациях нравственного выбора опирайся на главный критерий – собственную совесть.
Размышляй и вырабатывай собственные суждения о реальной действительности. Не ограничивайся упрощёнными, полярными оценками «добро» и «зло», а старайся выносить объективные, гибкие и взвешенные суждения.
Совершенствуй свой разум и углубляй знания. Развиваясь интеллектуально, не утрачивай непосредственного, непредвзятого взгляда на жизненные явления.
Храни свою честь и достоинство. Несмотря на трудности, старайся развивать и обогащать свои убеждения, свой внутренний мир, себя как личность. Свои взгляды, свою веру или безверие отстаивай только методом диалога, обсуждений и доказательств, не прибегая к насилию или угрозам насилия.
Поддерживай в себе чувство любви к людям, к живой и неживой природе, к родине, к близким и дальним к тебе людям. Не будь равнодушен к несправедливости.
Обращение с другими людьми должно быть вежливым и предупредительным. Относись с должным уважением и доброжелательностью к каждому человеку. Если не всё в человеке тебе нравится, старайся видеть в нём то, что ты уважаешь и любишь в нём, избегая того, что может разобщить или породить конфликт. Не поступай в отношении другого так, как ты не хотел бы, чтобы он поступал в отношении тебя. При необходимости старайся оказать человеку посильную помощь.
Уважай и люби тех, кого считаешь достойными, но не делай из них кумиров, т. е. не умаляй своего достоинства и не теряй трезвый критический взгляд. Не поддавайся стадному и тёмному чувству преклонения перед поп-звёздами, «раскрученными» знаменитостями и кумирами.
Будь милосердным. Сочувствуй слабым, больным, попавшим в беду, обездоленным. Помогай им адаптироваться и вести активную созидательную жизнь с учётом их ограниченных возможностей.
Делай добро не из тщеславия и не для показа, а как крайне важное, а порой и трудное дело.
Будь благодарен другому или другим за сделанное тебе добро.
Уважай признанные не криминальными убеждения и взгляды другого, независимо от того, совпадают они с твоими или нет. Будь терпимым к ним при условии, что они не оскорбляют гражданские, моральные или эстетические чувства людей и не наносят им явного психологического ущерба. При вынесении суждений о взглядах и поступках других людей старайся, чтобы они были беспристрастными, справедливыми и тактичными по форме.
Избегай состояний гнева, нетерпимости, ярости или ненависти. Вступая в общение с людьми, помни прежде всего о собственных недостатках, особенно, когда видишь недостатки других. Старайся не возмущаться, сталкиваясь с недостойными поступками людей; при необходимости выражай своё отношение или оценку в цивилизованной, не оскорбительной форме.
Прежде чем встать на крайнюю позицию – назвать своим врагом (хотя бы временно) человека, группу людей или страну, тщательно проанализируй его (их) побудительные мотивы и постарайся их понять. В соответствии с результатами анализа прими решение о своих возможных действиях, в первую очередь о содействии устранению причин агрессивных действий противостоящей стороны. Постарайся превратить противостояние в диалог и сотрудничество, а противостоящую сторону – в нейтральный объект или друга. До последней возможности старайся разрешить противоречия путём переговоров и компромисса и не переходить к силовым действиям.
Не убивай и не причиняй страданий живому без крайней необходимости. Тем более не делай из этого удовольствия и развлечения (коррида, охота, любительская рыбная ловля и т. д.). Не наноси живому физического ущерба.
Будь честен и порядочен. Не обманывай и не вводи в заблуждение в явных или неявных целях приобретения себе блага за счёт других. Не отбирай и не кради имущество у человека или общества.
Соблюдай обдуманность и сдержанность в высказываниях. Избегай высокопарных, безответственных слов. Сдерживай свои обещания, но прежде всего – не давай обещаний прежде чем сам ясно не осознаешь, можешь ли и хочешь ли их выполнить. Старайся всегда следовать своим принципам. Выполняй должное без лишних слов.
Не лги, кроме случаев крайней необходимости («святая» ложь или «ложь во спасение»).
Не завидуй. Не желай лишнего и несбыточного для себя и своей семьи. Твоё благополучие зависит в первую очередь от тебя. Старайся выбрать сферы деятельности, в которых ты мог бы наилучшим образом проявить свои способности. Используя и развивая их, работай честно и упорно, чтобы достичь того, на что ты реально можешь рассчитывать.
Работай и служи честно. Не принимай ни подношений, ни взяток – ничего, кроме положенного вознаграждения.
Гармонизируй свою эмоционально-психологическую, интеллектуальную и материальную жизнь. Не своди свою деятельность только к получению материальных благ, но и не замыкайся в сфере чувственных удовольствий или абстрактных размышлениях.
Находи радость в развитии и реализации своих способностей, в созидательном труде на благо себя, своей семьи, общества, своей страны, мира, природы.
Не уповай на загробное воздаяние. Старайся жить так, чтобы оставить по себе добрую память и плоды своего труда, которые будут помогать последующим поколениям жить достойной жизнью.
Набирайся мужества и оптимизма, не поддавайся отчаянию и унынию. Радуйся тому, что имеешь, из чего главное – твоя жизнь, близкие тебе люди, любовь, дружба, солнце, воздух, вода, небо, цветы и бесконечное множество других простых и великих благ жизни.
Не теряй чувства юмора.
Не жди наград и почестей за свою добродетельную жизнь. Награды могут прийти, но можно получить противоположное – злоключения, непонимание или осмеяние. Настоящая награда – это твоя радость от честно исполняемого долга, от жизни с чистой совестью, которая согревает душу и даёт ощущение счастья. В кратковременных интервалах могут перевешивать удовольствия, не согласующиеся с совестью. Но в долговременном периоде настоящую радость приносит жизнь с чистой совестью, пусть это и будет жизнь размеренная и не столь ярко окрашенная с внешней своей стороны. Твоё богатство, которое у тебя изначально есть и которое можно сохранять и приумножать всю жизнь – твоя совесть.
Почитай и люби то достойное и хорошее, что есть в отце и матери, давших тебе жизнь. С любовью заботься о них. Терпеливо переноси их возможные слабости и недостатки. Твой долг – не утерять чувства благодарности к ним, всегда поддерживать их морально и физически.
Отношение к родственникам и старшим по возрасту людям должно быть проникнуто уважением, заботой и вниманием.
Ответственно и разумно подходи к вступлению в брак. Соблюдай верность, преданность и терпимость по отношению к супругу, ответственность за его (её) здоровье и благополучие.
Не вступай в случайные связи. Не изменяй и не поддавайся лёгким и безответственным соблазнам. Только большая, настоящая любовь оправдывает сближение вне брака.
Решайся на развод только в случае крайней необходимости, тщательно взвесив его возможные последствия для себя и супруга и особенно – для детей.
Ответственно подходи к планированию своей семьи – рождению детей. При принятии решения об их рождении помни о своей ответственности перед ними.
Со всей серьёзностью подходи к обучению и воспитанию детей, к их материальному обеспечению, питанию, здоровью и безопасности, к созданию наилучших условий для их развития и образования, привитию им трудовых, бытовых и экологических навыков. Отношения родителей к детям должны быть проникнуты любовью, заботой и уважением их прав. Воспитывай в детях ответственность, соблюдение ими своих обязанностей.
Уважай науку и её достижения. Для установления истины обращайся к ней и учёным как к наилучшему экспертному сообществу. Критично относись к утверждениям, не прошедшим научную экспертизу или научно не обоснованным.
Уважай и цени опыт людей старшего поколения. Старайся воспринять их жизненную мудрость, профессиональные и другие знания и умения, а также знания об исторических условиях и обстоятельствах, свидетелями и участниками которых они были.
Цени и сохраняй творения культуры. Бережно относись к историческим реликвиям, утрата которых невосполнима.
Во имя нынешнего и будущего поколений делай всё возможное для защиты окружающей среды, сохранения живой и неживой природы, частью которой ты являешься.
Соблюдай общепринятые нормы поведения. Уважай местные нравы, обычаи и традиции поведения, не противоречащие общепринятым нормам.
Помни о своих обязанностях перед обществом и об обязанностях общества по отношению к тебе.
Будь скромным, самокритичным и вместе с тем принципиальным. Не путай скромность с униженностью, а самокритичность – с болезненным самокопанием.
Проявляй должное внимание к своей внешности: будь опрятным, избегай выглядеть экстравагантно или вызывающе.
Соблюдай действующее законодательство и выполняй общепринятые правила. Несогласие с каким-либо законом не должно побуждать к противоправным действиям, оно может быть лишь побудительным мотивом легитимных усилий по его изменению.
Содействуй взаимопониманию и добрососедским отношениям между представителями разных народов и стран, международному сотрудничеству в области науки, культуры, экономики, экологии. Не совершай противоправных и аморальных действий по отношению к приезжим и иммигрантам.
Литература |
|
|