ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)
СООБЩЕНИЯ ИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ РГО
|
|
Сегодня никто не сомневается в необходимости подготовки специалиста, профессионала в той или иной сфере общественной жизни. Профессиональные умения и навыки позволяют человеку включиться в систему общественной деятельности, найти своё место в социуме. Однако достаточно ли узкопрофессиональных знаний для того, чтобы освоить мир духовной культуры, мир ценностей и смыслов, выстроить понимание своего места и роли в обществе? Данная образовательная тенденция, по нашему мнению, приводит к появлению узкого специалиста, плохо ориентирующегося в современном мире.
В этих условиях возникает потребность в курсах, которые способствовали бы свободному самоопределению студента в мире культуры, нравственному и гражданскому укреплению личности, самореализации, культурной идентификации, индивидуализации. Если современная Россия желает занять достойное место в мировом сообществе, то без гуманистической системы ценностей, включающей в себя ценности демократии и гражданского общества, невозможно обойтись. Именно поэтому курсы по гуманизму приобретают сегодня особую актуальность.
Термин «гуманизм», в данном контексте, понимается не просто как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношении между людьми, а как «реальный гуманизм», который «никогда не апеллировал к абстрактным идеям морали и права, а всегда помогал человеку как личности утвердиться и дерзать “здесь и сейчас”, в конкретных условиях его существования» 1, помогая создавать гражданское общество, социальное государство, правовую защищённость гражданина, систему реальных практических действий. Сущность гуманизма заключена в тех реальных нормах и правилах человеческого сообщества, которые позволяют сохранить человеческий род и гармонизировать отношения как внутри человечества, так и с природой.
В условиях системного кризиса, особенно затронувшего духовную сферу, гуманистическое просвещение может служить хорошим противоядием цинизму, своеволию, апатии, суеверию, оккультизму, одним словом, дегуманизации. Эти цели и преследует практика чтения курсов и лекториев по гуманизму Владимирским отделением Российского гуманистического общества во Владимирском государственном университете, Владимирском педагогическом колледже, Владимирском институте повышения квалификации работников образования, Городском методическом центре.
Так читаемый мною на историческом факультете курс «Гуманизм истории» рассчитан на 32 часа. Он включает в себя лекции и коллоквиумы. Тематика лекций следующая: «Философско-антропологический анализ онтологических оснований гуманизма», «Природа исторических законов как выражение логики человеческой деятельности и открытость истории», «Гуманистический вектор исторического развития», «Поиск новых смысло-жизненных ориентиров на рубеже веков», «Гуманизм в контексте единства мировой истории».
Коллоквиумы проводятся по следующим темам: «Россия конца XX века в зеркале гуманизм», «Гуманизм как социально-культурная реальность и его перспективы», «Гуманистическое измерение истории в современной философии истории».
В ходе занятий обсуждаются классические труды по философии истории и современные работы по гуманизму. Мы рекомендуем студентам следующие работы: Блок М. «Апология Истории или Ремесло историка»; Коллингвуд Р. Дж. «Идея истории. Автобиография»; Карсавин Л. П. «Философия истории»; Гивишвили Г. В. «Феномен гуманизма»; Гегель «Философия истории», Кудишина А. А. «Гуманизм – феномен современной культуры» и др.
Кафедра философии организовала лекторий во Владимирском педагогическом колледже «Человек в глобальном мире». Лекции читали: д. ф. н., профессор
На курсах переподготовки учителей истории при Институте повышения квалификации работников образовании доктор философских наук, профессор
Все формы учебной и просветительской работы ставят своей целью представить историю в философско-антропологическом (деятельностно-культурологическом, гуманистическом) измерении, в соответствии с которым человек рассматривается как предпосылка и результат истории, а развитие общества – как культурно-исторический процесс развертывания логики рационально-чувственной предметной деятельности человека. Такой подход делает возможным преодолеть натурализм и провиденциализм во взглядах на историю и обнаружить в ней гуманистический вектор развития, показать роль человеческой личности в историческом процессе.
Деятельностно-культурологический подход позволяет,
Вторая задача, которая решается в процессе просветительской деятельности – это преодоление сложившихся в массовом сознании апокалипсических настроений, которые получают теоретическое оформление в постмодернистских концепциях «смерти человека», «смерти гуманизма», «конца истории» и т. п. Одной из причин роста таких настроений являются серьёзные структурные изменения в бытии человека, в его положении в мире и в его взаимодействии с природой, обществом, вызванные информационно-технологическим обществом.
Современная предметная и виртуальная среда обитания человека требует от него серьёзного анализа и выработки оптимистических, жизнеутверждающих взглядов на историю и общество, чтобы противостоять разрушительным тенденциям нигилизма и аморализма. Это особенно важно для молодёжи, внутренний мир которой находится в процессе становления.
Сегодня человечество стоит перед историческим выбором: или мы выбираем путь сохранения человечества и продолжения его истории, или путь самоуничтожением себя и всего сущего.
Мы надеемся, что нравственный потенциал системы университетского образования в
Л. Андреева,
член РГО
1 Кувакин В., Жукоцкий В. Почему необходим учебный курс «Основы современного гуманизма» // Здравый смысл. – 2005, № 4 (37).