Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 2 (43) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2007 № 2 (43)
ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ?
Научное мировоззрение
и гуманизм
Настоящие заметки выросли из моей мысленной полемики с теми учёными, которые не смеют или не считают нужным (и это, разумеется, их право) иметь и культивировать в себе научное мировоззрение.
Почему следовало бы подробнее «расписать» идею интеллектуальной честности? Потому что переход с уровня научного знания
на уровень научного мировоззрения предполагает множество состояний и процедур: чисто логическую
последовательность, честное и ответственное признание разума надёжным орудием обретения истины, в том числе и
истины моего самоопределения, мировоззрения; мужества, т. к. в мировоззренческой области живут не только
научные истины, но и ценности или нормы самого разного происхождения и какого угодно, в том числе и совершенно не
научного, характера. Это могут быть, скажем, ценности семейного воспитания, традиции, этнической или социальной
идентификации и т. д. Это может быть и опыт состояний различных пограничных ситуаций, когда в мгновения
ужаса, отчаяния или неописуемого счастья человек берёт на себя
Нужна немалая доля мужества, чтобы встать на сторону научной истины, разума и реализма, когда они вступают в противоречие с иными, особенно религиозными ценностями, по большому счёту всегда релятивными, случайными, преходящими, субъективными или чисто конвенциальными. В принципе в процедуре интеллектуальной честности есть элемент выбора, и, следовательно, свободы и ценностей. Иногда он приобретает решающее значение. Скажем, когда ценой интеллектуальной честности будет отказ от религиозности, жестко сцепленной с национальной, этнической и культурной идентичностью или с фундаментальными семейными ценностями.
Если научная истина вступает в конфликт с иными, но психологически важными для человека ценностями или убеждениями, то нередко ему не хватает смелости сделать выбор в пользу разума и научных убеждений, ему труднее продумать вопрос о сути своего мировоззрения, его истинности, структуре его ценностей, цельности, гармонии и т. д. Тогда разум «зависает», и возникают разного рода внутренние расколы, двойственности, плюральности, умолчания, табу и внутренние барьеры на пути от одной сферы мировоззрения к другой. Дело это, конечно же, сугубо частное, но когда начинают доказывать истинность того положения, что учёный может быть и верующим, то тем самым по недомыслию либо по сознательной или бессознательной неискренности запутывают ситуацию.
Нужна немалая доля мужества, чтобы встать на сторону научной истины, разума и реализма, когда они вступают в противоречие с иными, особенно религиозными ценностями… |
Ведь речь здесь нужно вести не о верующем учёном, а о человеке в его тотальности, об индивиде, во внутреннем мире которого сосуществуют по закону компартментализма, т. е. как бы в разных изолированных друг от друга купе, различные, в принципе несовместимые идеи, ценности и даже убеждения. Другими словами, в человеке могут относительно самостоятельно сосуществовать совершенно разные идеи, теории, убеждения, чувства, установки и т. д. 2 Если их невозможно согласовать в принципе, то это значит, что у человека во внутреннем мире нет ни гармонии, ни единства. Людей с размытым, фрагментарным, внутренне несогласованным и не отрефлектированным, даже просто критическим мировоззрением всегда было и есть большинство. Но истина, интеллектуальная честность и большинство – это разные вещи. Вместе с тем нельзя не видеть роста сознательности, интеллектуальной и психологической зрелости людей, налицо прогресс не только сознания, но и самосознания. Это значит, что растёт и число людей рефлектирующих, интересующихся положением дел в их собственном внутреннем мире. Настоящий бум в издании книг по психологии и праву – одна из редких позитивных примет нашего российского времени.
Решающее просветительское и социальное значение имеют здесь наука и право. Наука позволяет нам прояснить вопрос об истинности и прочности знаний, на которые опирается наше мировоззрение. Право помогает нам понять, что у всех у нас есть не просто право иметь то или иное убеждение, но и право менять его, а значит совершенствовать и обогащать, что у нас есть право иметь мировоззрение, не похожее на взгляды других людей. Право буквально принуждает, обязывает видеть и признавать правомерным многообразие убеждений, т. е. видеть их релятивность и вместе с тем уважать весь этот необозримый плюрализм мировоззрений окружающих. Право, так или иначе, вводит принцип динамизма и релятивности, возможности выбора мировоззрения и т. д. Мировоззрение перестаёт быть тем неподвижным и неизвестно откуда взявшимся монстром или абсолютом, перед которым остаётся лишь одно – слушаться и повиноваться 3.
Наиболее ярко коллизия между личностью и мировоззрением складывается (если складывается) во внутреннем мире религиозно
верующего человека. Компенсацией за верховенство мировоззрения над человеком является тот комплекс обещаний, который
заложен в религиозном мировоззрении: вечная, блаженная, чистая, абсолютно безопасная жизнь в потустороннем божественном
мире. Ради этого немалое число людей готовы отступиться от научной истины и разума, «задвинуть» их на второй или
десятый план, отказаться от них, а то и – в порядке вольного или невольного самооправдания и самоуспокоения –
внушить себе
Ни в чём мы не бываем так талантливы и изощрены, как в оправдании наших слабостей перед сильными желаниями и потребностями. Но ни о какой интеллектуальной честности здесь речи быть не может.
Вместе с тем есть немалое число людей, которые не хотят заглушать в себе голоса разума, закрывать глаза на добытые им
знания и полученные благодаря ему неисчислимые блага. Они считают для себя делом чести сохранять его во всех жизненных
ситуациях. Да, порой это требует большого мужества, иногда жертв, но это их право – право быть разумными и
интеллектуально честными людьми. На этих путях возникает научное мировоззрение, этика разума и образ земного
человеческого пути, на котором нет ни богов, ни любых иных сверхъестественных существ, феноменов или процессов. Но есть
ответственность. И открывается
Как это ни парадоксально, но именно научное мировоззрение как бы возвращает человеку тот первозданный, восторженный
взгляд на природу, который он незаметно теряет, незаметно уходя из своего детства и юношества, т. е. из того
времени, когда мир был
Научное мировоззрение возвращает человеку мир в его первозданности вместе с необозримыми плодами человеческой
деятельности в нём. Научное мировоззрение позволяет человеку
И всё-таки как же происходит восхождение от научного знания, науки к научному мировоззрению, а от него и к человеку как многоценностной и личностной реальности?
Ни в чём мы не бываем так талантливы и изощрены, как в оправдании наших слабостей перед сильными желаниями и потребностями. Но ни о какой интеллектуальной честности здесь речи быть не может. |
Научное мировоззрение образуется на основе научной картины мира, т. е. на основе тех данных, знаний (теорий и опыта), которыми располагает наука здесь и теперь. Это не просто открытая платформа научного знания, а знание, которому человек придаёт ценностный смысл, считая его не только самым надёжным и точным знанием (отнюдь не абсолютным), но и таким, на основе которого можно действовать, воплощая химические формулы – в новые продукты и материалы, физические – в аппараты связи или инженерные сооружения, психологические открытия – в эффективные методики самодетерминации, воспитания или лечения психических заболеваний и т. д. Другими словами, научное знание, наука становится мировоззрением, если мы выходим за её рамки как таковой: мы помещаем её в контекст жизни человека и человечества и видим, каким позитивным потенциалом обладает наука как наиболее надёжное из всех имеющихся, динамичное, кумулятивное знание. Наука может быть ценностью, и она является ею, что, правда, не гарантирует нам того, что научное знание не может употребляться во вред людям.
Научное мировоззрение, в конечном, т. е. философском, счёте, ведёт к натурализму, к признанию того, что природа во всех её удивительных проявлениях – от звёздных стихий до произведений искусства и религий – суть бесконечные ряды динамичных естественных феноменов, возникающих и разворачивающихся «в пределах» беспредельной природы, мира, столь же естественного, сколь и восхитительно загадочного для человека, всё познающего существа, творящего не менее чудесное и беспрецедентное, чем вся другая природа, – культуру.
Всё, что ни есть в мире, естественно. Нет только сверхъестественного, трансцендентного, выходящего за бесконечность и вневременность природы, мира, внутри которого раскрываются и схлопываются пространственно-временные явления. Отсюда современный научно-философский натурализм заключает о бытии природы как единственной всеохватывающей реальности. Но он говорит о её открытости человеку и открытости человека ей, о возможность познавать её и осваивать. Научное мировоззрение, таким образом, – это не просто учение о «слоях природы» и не сводимой к единому удивительной иерархии уровней бытия: от первозданных космических стихий и вакуума Открытого космоса до новейших творений разума и чувства человека, его фантазии и мечтаний.
Такое мировоззрение обогащено ценностями, т. е. трезвой и высокой оценкой как природы, так и самого познания. Но в круг ценностей входит и сам человек, субъект, творец и совладелец – вместе с природой – этими ценностями. Обретая мир, приходя к его пониманию и успешному действию в нём, человек заключает о ценности разума, позволяющего достигать мощного, действенного знания. Отсюда следует гносеологический и прагматический оптимизм научного натуралиста: мир познаваем, он поддаётся творческому воздействию, мы можем быть успешным, действенным, творческим бытием в бытии. И разум здесь подобен и проходческому щиту, с помощью которого шахтёры прорубаются вглубь первозданных, материнских пород, и рогу изобилия, поскольку плоды разума поистине бесконечно богаты и разнообразны.
Как это ни парадоксально, но именно научное мировоззрение как бы возвращает человеку тот первозданный, восторженный взгляд на природу, который он незаметно теряет, незаметно уходя из своего детства и юношества… |
Но этому мировоззрению не чужда метафизика и глубоко реалистическая психология. Прежде всего потому, что натуралисту слишком хорошо знакомо то, что человек, как и многое в этом мире, – преходящ 4. Отсюда – печать трагизма и своего рода метафизическая печаль, так как в этой реальности нет Бога, способного утешить человека и обещать ему благую вечность. Но это чувство не может побороть жизнеутверждающих начал научного мировоззрения. Рая нет, мы «изгнаны» из него. Но у нас есть мир, и у мира есть мы. Если Бог «умер», то человек – жив. Поэтому будем и дальше обживать этот наиреальнейший мир, в котором, хотя и возникает чувство «великого сиротства» (Ф. Достоевский), но оно преодолевается по ходу взросления человечества. Ведь мы, человечество – всего лишь подросток, творчески осмысляющий своё собственное одиночество в процессе всё более тесного единения с миром, выработки чувства партнёрства, сотрудничества с миром, возможно, чреватого согласием и гармонией в будущем, чреватого преодолением одиночества и сиротства.
Да, сегодня нам уже дано видеть, как мы перестаём быть сиротами, как возникает мировая семья в буквальном и глубинном, ценностном смысле этого слова. Начинается процесс понимания подлинного, жизненно важного единства и сотрудничества человека, живой природы и Вселенной во имя взаимного сохранения и эволюции. Созидается то, о чём мечтали не только учёные, но и философы и богословы, говоря о софийности мира и «собирании Вселенной» (Вл. Соловьёв).
Так, в движении от науки к её ценности, далее к научному мировоззрению, а от него к более широкой мировоззренческой точке зрения, мы приходим к гуманизму.
Существенной чертой гуманистического научно-натуралистического мировоззрения является его этичность, т. е. включение в общую картину мира общечеловеческих моральных ценностей. Но не только моральных. Гуманизм аксиологичен, т. е. предполагает целую систему разнокачественных ценностей. И это естественно, поскольку с точки зрения позитивной оценки весь мир – это сложная архитектоника ценностей. Сам мир – это изначальная, первородная для всего и вся ценность. Им держится всё, всякая действительность, всякая возможность и вероятность. Мир собственно человеческих ценностей можно представить как череду пространств экзистенциальных, жизненных ценностей (такова сама ценность жизни и смерти, любви и секса, чадозачатия и воспитания детей, семьи, труда, творчества, отдыха и уединённости); социальных, в том числе и гражданско-правовых ценностей; ценностей познания; эстетических ценностей; экологических ценностей… Этот перечень можно продолжать и продолжать, потому что мир бесценен, он бесконечен в своих ценностях и их многообразии.
Сердцевиной гуманизма остаётся этика человечности – сочетание общих этических норм и ситуативной этики при ответственной роли свободы и разума в решении нравственных проблем, реализации способности ума исследовать этическую ситуацию, максимально реалистично видеть альтернативы, просчитывать последствия, при умении делать правильный выбор не только между добром и злом, но и находить достойное решение, когда мы оказываемся в ситуации между одним и другим злом или среди многоразличных форм зла или блага. Этика гуманизма утверждает возможность не только этического познания, т. е. разумного знания «сердечных» дел, но и столь же разумного, осмысленного этического роста, совершенствования, осмысленного нравственного выбора.
Сегодня нам уже дано видеть, как мы перестаём быть сиротами, как возникает мировая семья в буквальном и глубинном, ценностном смысле этого слова. Начинается процесс понимания подлинного, жизненно важного единства и сотрудничества человека, живой природы и Вселенной во имя взаимного сохранения и коэволюции. |
Ориентированный на научный натурализм гуманизм – это и особый, зрелый стиль мышления, вмещающий в себя широкий круг установок и интеллектуальных характеристик гуманистически ориентированного человека. В общем – это здравомыслие как противоядие против догматизма или нигилизма, как разрешающий, зелёный свет наук, объективности и разумности.
Методы познавательного отношения в гуманизме, которое практично и потому точнее описывается как исследовательское, также являют собой всегда незавершённый, открытый дополнениям и изменениям набор вполне определённых принципов. Один из главных здесь – скептицизм, не тотальный, циничный или жалко-трусливый, а методологический, предстающий как неотъемлемая часть, один из исходных пунктов реалистического процесса познания-исследования. Последнее – вид деятельности, практики в познании или самой практики познания, овладения действительностью. Но подлинное начало научно-гуманистического познания, т. е. познания, в котором человек не редуцирует себя к этому процессу, а сохраняет в нём своё целостное и приоритетное присутствие, – ситуация неизвестности, неопределённости. Именно она своей удивительной безграничностью и всевозможностью предстаёт как наличное мгновение и точка вечного и бесконечного пространства, лежащего за пределами знания и обжитого в бытии, как прорыв первоосновы, её встреча с разумом, чувствами и опытом человека. Она – искра, сигнал для запуска механизма познания, эффективная «вещь-в-себе», стимул со стороны предстоящей человеку природы 5.
Наряду с традиционными, идущими из античности, точнее из вековечного опыта людей методами – выдвижением гипотез и предположений, анализом, синтезом, обобщением, наблюдением, транссубъективностью (объективностью), подтверждаемостью, фальсификационизмом и т. д. – к принципам научно-гуманистического познания важно отнести и такие, которые были осмыслены и достаточно чётко отрефлектированы относительно недавно. Это принципы аффирмативности (утвердительности) и позитивности (положительности, доброжелательности), а также пробабилизма (вероятностный характер мышления, суждений и оценки) и фаллибилизма (естественности ошибок разума и человека в целом, сама возможность вхождения ошибки в мышление и знание). Все они суть составляющие стиля мышления гуманизма наряду с другими общенаучными методами познания. И все они, становясь мировоззренческими, приобретают статус ценностей.
В сфере человеческих отношений последним двум соответствуют идеи плюрализма и терпимости, т. е. понимания того, что в мире людей возможность – это всегда присутствующая ситуация, которую нужно учитывать, хотя бы в силу естественно присущей непохожести людей друг на друга. Терпимость в этом контексте означает готовность признать возможность ошибки своей и другого человека, непоследовательности, противоречия в мысли и поведении, которые присущи людям и которые говорят о несовершенстве человека, открытого совершенству, а не о его порочности или злом умысле.
В России говорить о единении научного мировоззрения с гуманизмом можно и нужно всё время, поскольку мы переживаем
очередную полосу интеллектуальной и моральной разрухи, болезненного перехода от одного общественного состояния – к
другому, во многом неизвестному и потому пугающему, заставляющему к тому же отказываться от привычных стереотипов
мышления и действия. Время перемен – трудное время. Но только для тех, кто пассивен, кто безвольно отдаётся ему
или же пытается в новом времени жить
Научное мировоззрение и гуманизм здесь – надёжные и добрые помощники человека.
1 См. Крайнев А. Атеизм – не религия, наука – не схоластика // Здравый смысл, № 3 (32), 2004,
2 Едва ли не ярчайшим примером такой плюралистической структуры внутреннего мира человека является сознание Ф. М. Достоевского.
3 Конечно, откуда берутся монстрообразные «мировоззрения», вещь понятная: они падают на наши головы сверху, с «вертикалей» всяких безраздельно властвующих или претендующих на такую власть сил – государственных, политических, финансовых, медийных, экономических, религиозных и даже семейных, если это авторитарная семья, что чаще всего и бывает. Но в таких случаях нашим это мировоззрение мы называем скорее по недоразумению. Оно просто навязано нам, а мы сживаемся с ним, привыкаем к нему. Вот почему большинству даже и в голову не приходит взглянуть на него как бы со стороны и спросить: а откуда ты взялось? Почему ты считаешь себя наилучшим и наиистинным? Почему, наконец, ты командуешь мной? Разумеется, у «нашего» мировоззрения всегда наготове аргументы в свою защиту. Но самым главным, решающим является следующий: «ну, хорошо, не нравлюсь я тебе, тогда ухожу. Однако имей в виду, что ты остаешься с пустотой, со сквозняком в душе и в голове, тебе будет неуютно, одиноко и зябко. Подумай об этом». После этого редко кто захочет и дальше интересоваться и допрашивать «собственное» мировоззрение.
4 Джерри Рейтер (Jerry Reiter), один из известных в прошлом лидеров «христианской коалиции» – воинствующего консервативного движения в США – в итоге пришёл к выводу о реакционности этого явления и вышел из его рядов. Работая в Центре исследований Пола Куртца, он подготовил ряд проектов по социальному гуманизму и написал много песен гуманистического содержания, объединённых в сборник «Песни смелых людей». Одна из них, своего рода «поминальная», содержит такие слова: «Ты – часть Вселенной, из которой ты пришел, из того материала, из которого сделаны звезды, – вечно того же самого. Хотя форма изменчива – мы всё ещё видим тебя в свете заката и в звёздах, в деревьях и цветах, где бы мы их ни встретили. Хотя мы и в печали, но ведь мы часть друг друга. Мы живём в памяти друг друга и в наших сердцах. И что же?.. Что случается, когда мы видим впереди дорогу, которая вместо того, чтобы повернуть, подходит к концу? Прежде чем атомы тела твоего явятся космосу, будет горе и радость, ужас и покой. История не заканчивается, нет, совсем нет, хотя за осенью следует зима. Рассвет также надёжен, как и весна. Ты создан из того же материала, ты часть всего. Твой уход вызывает у нас слёзы. Мы будем помнить твою улыбку и смех, и веселость. Пути твоего добра живут в наших сердцах. Труден конец, но он же есть и начало…»
5 Ситуация неопределённости как стартовая исследовательская и жизненная позиция лучше всего описана в американской традиции прагматизма и прагматического натурализма: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Мид, К. Льюис, С. Хук, П. Куртц и др. В России её лучше других чувствовал Л. Шестов. См. также: Кувакин В., Ковалёва В. Неизвестность. М. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»; Институт компьютерных исследований, 2006.